Cекс, такси и рок-н-ролл: мобильные сервисы такси опасны?
03.03.16 • TW0186 • 833 • 0 Сообщить об ошибкеНасколько безопасны для женщин новые мобильные сервисы вызова такси, вокруг которых в последнее время гремит скандал за скандалом?
Кристина (имя изменено) ткнула пальцем в свой iPhone, и на экране появилась карта улиц, по которой, словно букашки, ползали черные автомобильчики. Район Wicker Park в Чикаго она знала плохо, но подруги уже ждали ее в кафе и нон-стоп слали фотографии коктейлей. Машина приехала быстрее, чем она ожидала. Не отрываясь от телефона, девушка плюхнулась на заднее сиденье черного седана. У водителя было необычное имя Джайнешкумар. Он то и дело поглядывал на девушку в зеркало заднего вида. Его темные глаза подозрительно блестели. Через некоторое время к Кристине подкралась тревога. Машина ехала по странным, неприглядным закоулкам, кажется, увозя ее в противоположном направлении. Она поинтересовалась, знает ли водитель, куда ехать. Сначала он утвердительно кивал, но потом сказал, что запутался и попросил подсказать дорогу, пригласив ее пересесть вперед, что девушка неохотно сделала. Как только она оказалась на переднем сиденье, Джайнешкумар сказал, что хочет пригласить ее поужинать, а затем заняться сексом у него дома. Такого поворота событий Кристина, разумеется, не ожидала. Водитель запер двери автомобиля на замок и просунул ей руку между ног. Девушка начала кричать и пригрозила обратиться в полицию. К счастью, все обошлось: мужчина позволил ей выйти из машины и сразу уехал.
Этот случай – увы, далеко не единственный секс-инцидент, случившийся в последнее время с пассажирками компании Uber, на данный момент самого популярного в мире мобильного приложения для поиска и заказа такси. По данным американских СМИ, в 2014 году произошло аж 14 домогательств разной степени тяжести со стороны водителей Uber. Место действия – города, где этот сервис особенно востребован: Лос-Анджелес, Вашингтон, Чикаго, Филадельфия, Бостон, Лондон, Париж и т.д.
Как работает Uber? Во-первых, это не совсем такси, а скорее, так называемый car-sharing сервис. Вы загружаете на смартфон приложение, регистрируетесь, вводите данные банковской карты (в Uber расплачиваются только по безналичному расчету), а когда вам срочно нужна машина, пишете адрес назначения и к вам приезжает водитель, который находится поблизости. Цены – намного ниже, чем в обычных такси. Этот сервис шесть лет назад придумали два предпринимателя из Сан-Франциско, после того как застряли ночью в центре Парижа и очень долго не могли поймать такси. Идею приняли на ура – как инвесторы, в число которых вошло немало знаменитостей, включая Эштона Кутчера и рэпера Jay Z, так и потенциальные водители-частники, из-за растущей безработицы желающие получить работу с гибким графиком и неплохим доходом. Сейчас инвесторы оценивают Uber в более чем 41 миллиард долларов, а ее сеть охватывает 300 городов в 58 странах. В последнее время все чаще говорят про феномен uberification – «уберификацию» услуг. Уже существуют десятки сервисов, копирующих бизнес-модель Uber.
В Россию эта компания пришла в конце прошлого года – и сейчас работает в Москве и Петербурге. У нас так же, как и по всему миру, в Uber может устроиться практически любой человек со стажем вождения больше трех лет, у которого есть иномарка не желтого цвета, не старше трех лет и классом не ниже Volksvagen Polo (сервис предлагает и авто бизнес-класса – разумеется, по более высоким тарифам). Достаточно зарегистрироваться онлайн, сообщить информацию о водительском удостоверении, номере автомобиля, страховке и банковской карте. Кандидаты в водители проходят проверки, собеседования, а также обучающий семинар. Тем не менее, в США компания едва успевает отбиваться от критики за недобросовестный найм сотрудников и недостаточные проверки. Плюс на сайте Uber нет контактных телефонов, и связаться с представителями можно только через сайт. Можно позвонить по мобильному телефону, но уже конкретному водителю, который едет к вам на вызов. И возникает резонный вопрос: действительно ли это безопасная история?
«На Uber ездить очень выгодно», – докладывает 34-летняя Людмила. Эта девушка – молодая мама, но в дни, когда на работе аврал, ей приходится задерживаться в офисе допоздна. Людмила давно перестала ездить на работу на личном автомобиле. Это получается дольше и дороже, особенно с учетом платной парковки в центре. «Но это правда каждый раз лотерея. Как с частниками, только тут машины лучше. Кто приедет в этот раз? Что за человек? Кто его контролирует? А вдруг он странно себя поведет? Когда к тебе приезжает официальное такси, такие мысли не возникают, хотя и там ты, конечно, не застрахована...»
Возможно, у Людмилы на самом деле слишком богатое воображение. Хотя, несмотря на всемирный успех, вокруг этого сервиса с недавних пор постоянно гремят скандалы. В столице США, Вашингтоне, шофер в конце прошлого года изнасиловал несовершеннолетнюю девушку, которая возвращалась домой от подруги. Мать вызвала дочери машину с помощью приложения Uber. Преступление было снято камерой наблюдения, установленной около дома. На записи видно, как подвозивший девушку водитель высаживает ее, а затем зовет обратно, предлагая забрать забытую в салоне вещь. Далее он оглушил свою жертву ударом по голове, надругался над ней и потом оттащил поближе к дому. Благодаря видео мужчину удалось опознать, его задержали и предъявили обвинения.
Другой, не менее громкий случай произошел уже в столице Индии Дели. Водитель Uber силой овладел пассажиркой, избил ее и пригрозил расправой, если та расскажет о случившемся. Но женщина не испугалась, записала номер, сфотографировала машину и заявила о преступлении в полицию. Преступника удалось найти. Власти страны временно запретили работу компании в Дели, но разработчики стараются смягчить ситуацию и планируют снабдить индийскую версию приложения специальной panic button – «тревожной кнопкой», позволяющей мгновенно связаться с полицией.
«Женщины, к сожалению, часто сами провоцируют такие ситуации. Пьют, как мужики», – рассуждает водитель Андрей. Крупный словоохотливый блондин работает с московским отделением компании Uber более полугода. Бывший спортсмен возит пассажиров на собственном автомобиле Porsche Cayenne. Делает он это не столько ради денег, сколько для удовольствия. Ему нравится общаться с новыми людьми, слушать их истории, рассказывать свои. «Вот недавно был случай, – продолжает Андрей. – Вез женщину с вечеринки. Поздно уже было. Весело погуляла, с трудом на ногах стояла. Вез я ее за город, в солидный коттеджный поселок. В пути пассажирка толком не протрезвела. Решил подождать, пока в дом зайдет. Подошла к забору – дверь открыть не может. Я уж собрался ей на помощь прийти. А она мне знаком показывает: “Все нормально, сейчас сделаем красиво”. Достает из сумки пульт, открывает автоматические ворота для машины и с гордостью удаляется во двор. Хорошо, что я ей попался. А так – мало ли у кого что на уме?» Вежливый водитель Андрей совершенно прав. Именно нетрезвые клиентки чаще всего становятся жертвами сексуальных домогательств. Вот еще один одиозный случай. Двадцатишестилетняя жительница Лос-Анджелеса обратилась в полицию после того, как проснулась с похмелья в одной постели с незнакомым мужчиной. Накануне вечером она напилась до беспамятства в одном из клубов в районе West Hollywood, так что владельцы заведения вынуждены были отправить ее домой, вызвав машину Uber. Водитель решил воспользоваться ситуацией и отвез клиентку в недорогой мотель.
К счастью, в России о подобных случаях с участием водителей Uber пока не известно. Во многих странах у этой компании есть проблемы, уже не связанные с секс-скандалами. Профессиональные таксисты и профсоюзы, особенно в Европе, стали активно выступать против стартапа, где водителем может стать любой автовладелец, чьи услуги никем не сертифицированы, а цены заведомо занижены. Деятельность Uber запрещена в Испании, Германии, Нидерландах, Франции, Китае, Таиланде и нескольких других странах, а также в ряде городов вроде Брюсселя и Сеула. Успех Uber у нас отчасти объясняется особенностью его целевой аудитории. Пользователями и клиентами подобных сервисов становятся люди продвинутые, цивилизованные, далекие от криминала, активно пользующиеся социальными сетями и свято верящие в светлое цифровое будущее. Не случайно рекламу Uber можно обнаружить на стартовой странице альтернативного информационного портала Meduza. Вдохновившая создателей этого и других похожих сервисов, набирающая обороты sharing economy (от англ. to share – делиться) открывает уникальные возможности для альтернативного бизнеса и новых доступных услуг, куда пока еще не вторглись всевозможные ограничения. Но вместе с очевидными преимуществами нового уровня комфорта, который владельцы смартфонов могут себе позволить, возникают и проблемы. Реальная жизнь часто не очень совпадает с идеальными моделями, тем более что человеческий фактор никто не отменял. И мы становимся уязвимыми – если не физически, то с точки зрения защиты личной информации, которую мы сегодня с такой легкостью предоставляем посторонним. С одной стороны, это удобно, поскольку в случае с мобильным такси все данные о перемещениях можно проверить. Тот же Uber, как и другие мобильные сервисы такси, после поездки высылает смс-ку и email с информацией о расходах (к слову, в пиковые часы компания обычно повышает цены). И иногда без этого не обойтись. Одна из наших коллег, основательно погуляв в баре, поехала с подругами домой на машине Uber. На следующий день она обнаружила, что поездка вышла подозрительно дорогой. Отследив маршрут по онлайн-карте, она поняла, что водитель возил их вокруг бара два с половиной часа. Позже выяснилось, что они пять раз ехали из бара домой и обратно. Правда, мужчина делал это... по их же просьбе – девушки были настолько навеселе, что два часа не могли принять решение, ехать ли им спать или продолжить вечеринку.
Наконец, кто гарантирует сохранность тех данных, которые вы о себе сообщаете? Как они могут быть использованы? Есть, например, данные, что создатели 30% бесплатных мобильных приложений так или иначе пользуются вашими личными данными для коммерческих целей. Компании, подобные Uber, обладают специальным инструментом под названием God View, который позволяет не только наблюдать за движением автомобилей компании, но также отслеживать перемещение клиентов, сделавших заказ через мобильное приложение. Поэтому критики называют это приложение «токсичным», поскольку оно собирает массу персональных данных пользователя – историю звонков, входа в Wi-Fi-сети, GPS-локаций – и даже способно анализировать степень уязвимости вашего смартфона. Представители Uber утверждают, что у водителей нет возможности пользоваться этими данными. Однако есть история, предполагающая обратное. Так, жительница Нью-Йорка по имени Оливия Нуцци заявила в полицию, что один из водителей Uber некоторое время выслеживал ее с помощью данных о ее местонахождении, получаемых сервисной программой. Об этом он лично с гордостью рассказал женщине, после того как подвез ее домой. Свою историю он подтвердил, показав ее фотографии, сделанные на его телефон в разных частях города. Сейчас ведется расследование.
Этот случай в очередной раз подтверждает, что, несмотря на все новые возможности, которые дают нам модные сервисы и приложения, осторожность сегодня актуальна как никогда.
НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС
Философия Share economy меняет мир, но с точки зрения безопасности – вашей личной и ваших персональных данных – даже в самых популярных сервисах остаются слабые места.
Facebook Весь мир обсуждает, что самая крупная в мире социальная сеть вовсю пользуется личными данными пользователей в маркетинговых и исследовательских целях. Вообще соцсети и всевозможные интернет-сервисы знают о нас гораздо больше, чем мы, возможно, хотели бы, – о наших покупках, привычках, перемещениях. А главное – мы не знаем, кому в итоге эта информация доступна и как ею могут воспользоваться в будущем.
CouchSurfing.com Этот проект дает возможность единомышленникам (у приложения более 10 миллионов пользователей) во время путешествий жить друг у друга бесплатно. К сожалению, далеко не все участники сообщества чисты помыслами, и уже известны случаи насилия. Например, туристка из Гонконга была изнасилована мужчиной, поселившим ее у себя дома по программе каучсерфинга во Франции.
Okcupid Dating Известно, что один из самых популярных в мире мобильных сервисов знакомств использовал приватные данные пользователей в своих – и весьма одиозных – целях. Например, для проведения «научных экспериментов». Пользователям предлагали опции партнеров, заявляя о высокой вероятности совместимости, что не имело ничего общего с реальностью. «Вы являетесь объектом сотен экспериментов, это происходит на каждом сайте, куда вы заходите», – недавно заявил один из основателей OkCupid Кристиан Раддер.