Прощай, такси
12.06.12 • TW0169 • 834 • 0 Сообщить об ошибкеВот и закончилась еще одна веха моей жизни. С осени 2008 года по декабрь ушедшего я подрабатывал тем, что в свободное время занимался частным извозом, или, проще, «таксовал». Это была подработка к основному доходу. Зачем и почему именно таксование?
Служение Отечеству, исполнение присяги, воинский долг, все это, конечно, хорошо и патриотично, но денег в семейный бюджет особо не приносило. А молодой дух желал путешествовать по миру, покупать дорогостоящие предметы и баловать супругу подарками не только по праздникам. Да и чувствовать себя хотелось не скованным последней сотней рублей в кошелке за неделю до зарплаты, а иметь свободу выбора и действий. К сожалению, наша жизнь такова, что без купюр все вышеперечисленное трудно выполнимо.
Прекрасно понимаю позицию тех, кто говорил, что «необходимо жить по средствам», «умерить расходы», «терпеть и верить в светлое будущее» и прочие благолепные доводы. Но, во-первых, я не из тех, кто довольствуется малым, во-вторых, для уверенности в жизни необходим был дополнительный доход, в-третьих, график основной работы постоянно менялся, и была необходимость в совершенно свободной «халтуре». И последнее, самое главное: всегда считал и считаю, что деньги должны зарабатываться честно. Чтобы за каждую копейку я был готов ответить. Ложь, обман, ужимки и хитрости - не мое. Only честный труд.
Таксование идеально подходило под эти требования, и в 2008 году я вступил на тропу войны за пассажира. Тогда устроиться на работу не составляло особых проблем. Необходимы были лишь водительские права со стажем не менее 3 лет, да автомобиль без видимых признаков ближайшего упокоения. Все. Техосмотр и страховка самые обычные. Этого «базиса» было достаточно, чтобы работать «от фирмы» по стоянкам. Чуть более сложный уровень - это покупка и установка радиостанции, антенны и усилителя. Данные гаджеты позволяли брать заказы и утюжить город уже конкретно по вызовам на адрес. Не сказать, что данный подход более прибыльный, но он позволяет работать гибче. Есть выбор: или уезжать с клиентом со стоянки, либо брать заказ и ехать на адрес.
Итак, сентябрь 2008 года, орудие работы – ВАЗ 21099. Радиостанция установлена, хлыст антенны устремился ввысь, машина намыта, «вонючки» куплены, сиденья накрыты дешевыми чехлами. Готов.
После того, как первый в жизни клиент проехал от «автоколонны 1120» до Писковичей, заплатил 200 рублей и сказал сакраментальную фразу «сдачи не надо», я подумал: «Хм, нефигово!» Первый рабочий день закончился с приработком в 1600 рублей. А это почти моя квартальная премия. Неплохо, учитывая всего лишь день работы. Далее начались виртуальные подсчеты, сколько же можно заработать за неделю, а за месяц. Параметр смена/заработок брался из расчета 1500 рублей. В принципе, на тот период это соответствовало правде. Мой неопытный мозг высчитал, что заработок за две недели таксования составлял месячное жалование за службу в погонах. Святые угодники, как же неплохо работать в такси. Наивный...
Прошло 3 года. Конечно, в ту пору наивность не знала границ. Я не учитывал абонентскую плату за диспетчерское обслуживание, стоимость заказов, расход бензина, обслуживание авто, перекуры и кофепития. В общем, всего, что связано с естественными потерями при работе. Зря. На самом деле картина выходила следующая: на каждые условные 100 рублей заработка траты составляют 50 рублей. Разумеется, это очень грязная и приблизительная сумма. Например, если случается «дальняк», затраты при доходе минимальны. «Дальняк» - это самое желанное, что есть таксиста. Выудить сию золотую рыбку в мутном озере бытия сравни большой удаче. Например, вечер. Сидишь в машине час/ полтора, заработано 300 рублей, клиентов нет, думаешь: «Все 5 минут и домой», - и тут подходит бабушка и просит отвезти… в Петрозаводск. Названная сумма ее не смущает, и у нее лишь просьба - ехать сразу же. Бабушка дает всю сумму сразу и через 10 часов выходит в Петрозаводске.
Кто-то скажет, что это сумасшествие, ложь и не бывает такого. Вот было. Хотя такие поездки - исключение. Рутина заключается в постоянной миграции по городу. Город – это постоянное передвижение челноком с одного края в другой. Публика? Это город. Бывает, везешь в одну сторону маму с маленьким ребенком, потом наркомана, которому плохо, и он едет понятно куда. Следующими садится молодежь и обсуждает, каким образом украсть у родителей 5000 рублей с целью «гулять и выпить». А через час «челнок» доставит даму легкого поведения в точку назначения. Не успел выветриться запах дрянных духов, как парень с букетом роз просит отвезти его к любимой девушке…
Город, он такой другой, когда видишь его сквозь желтые шашки. Город вывернут наизнанку... Но все это была лирика, романтика, называйте, как хотите... Важнее бытие насущное.
Как известно, с 1 января сего года вступил в полную силу Федеральный закон №69, в простонародье закон «о такси». История рождения данного акта довольна туманна. Известно лишь, что его создание инициировали крупные таксомоторные компании федерального уровня. Их инициатива вполне понятна. Кто захочет отдавать лакомый кусочек сторонним? Тем паче, частники в последнее время стали поджимать старожилов рынка. Это вполне логично: частник - более гибкая фигура, как в плане ценообразования, так и в виде предоставления услуг. На каждый «кошелек» существовало предложение. Кто-то выбирает минималку в 60 рублей и плюс старые жигули, а кто-то - добротную иномарку, но уже с более дорогим тарифом. Свободная и живая конкуренция заставляла китов бизнеса шевелиться, а зачем? Проще продавить подобный закон, который учел бы исключительно интересы крупных таксомоторных компаний и дал бы возможность получать сверхдоходы. Сие было совершенно логично и стало серьезной головной болью для таксомоторов.
Вполне уместен вопрос: а в чем, собственно, проблемы у частников? Исполняйте закон и работайте дальше. Таки да, но давайте посмотрим подробнее.
Итак: с 1 января каждый водитель такси обязан иметь при себе лицензию на право заниматься пассажирскими перевозками. Это значит, что, во-первых, необходимо быть индивидуальным предпринимателем, официально зарегистрированным как юридическое лицо. Соответственно, имеем налоговое бремя по ОКВЭД (деятельность 60.23) на сумму около 30 тысяч рублей в год. Исходя из «благоприятного» экономического климата Пскова, имеем ситуацию, когда каждый второй таксист - это лицо мужского пола, служащее на благо Родины (вариант ЧОПовцы). Мужики, честь им и хвала, берутся за любую работу, лишь бы обеспечить семью. Теперь же у них нет выбора, надо уходить. Быть ИП и «служить» несовместимо. Такие варианты, как записать машину на жену, брата, тещу или собаку, не проходят.
Во-вторых, таксистом может быть только хозяин конкретного автомобиля или лицо, взявшее авто в лизинг у другого юридического лица. Варианты обхода данного положения технически очень сложны и не всегда законны. Посему, в связи с уходом многих мужчин, имеем уменьшение количества машин, и как следствие, повышение цен на востребованную услугу. Стоит сказать, что в этих самых интернетах плавает мысль, что полностью соответствовать требованиям нового закона смогут лишь крупные федеральные перевозчики, кои и будут приходить в регионы. Возможно возникновение монополий с условиями диктата цен на услуги. К нашему Богом забытому краю это пока не относится, но в центральной России такая вероятность всерьез обсуждается. Рынок вроде как был стабилен, все рассосались по своим нишам, и тут на тебе, все перевернуто.
В-третьих, авто должно иметь на кузове цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. Любопытно, что нигде не прописаны цвет, величина и количество этих самых квадратов контрастного цвета на бортах автомобиля. Хороший выход: магнитные полоски в цвет кузова с несколькими квадратиками. Далее, фонарь должен быть оранжевого цвета. Тут все ясно, все этому параметру уже соответствуют.
Таксомотор обязан иметь пункт в ОСАГО «о занятии деятельности такси» и (внимание!) проходить техосмотр два раза в год. Как это сделать физически с введением нового закона о ТО, никто не знает. Кто не успел пройти техосмотр по «старым порядкам», тот зависает на неопределенное время, пока система наладится. Также в законе забит пункт о единообразной цветовой схеме в каждом регионе, решаемый правительством региона. Слава всевышнему, в Псковской области на сей счет пока молчок.
Обязательно наличие таксометра с вбитыми в чек данными о трудяге-юрлице. Отныне каждому клиенту необходимо втюхивать чек или бланк строгой отчетности, дабы не случилось «подстав» и не родился бы штраф. А положенный таксометр стоит денег, примерно 15 тысяч рублей. И его необходимо обслуживать, раз в полгода обновлять фискальную память, а это 14 тысяч в год.
Далее стоит упомянуть про необходимость ежедневного медицинского осмотра перед выходом на линию, осмотра автомобиля в спец.центре (в путевом листе должны проставлять печати доктора человеческие и автомобильные) На практике этого, конечно же, не будет, и будут липовые печати, а за них тоже надо платить.
А нарушение хоть одного из вышеперечисленных пунктов полагается дикие штрафы.
Но закон, насколько он был бы непродуман, необходимо соблюдать. Конечно, пункты будут выполняться. С дикими затратами и ужасной обидой за то, что мы не защищены государством абсолютно. Нас насильно загоняют в подполье. Кто-то уйдет вообще, кто-то будет работать нелегалом, рискуя каждый день принести домой штраф, например, на 5 тысяч. Кто-то будет работать легально, выкидывая в пустоту по 60 тысяч рублей в год на налоги, обслуживание оборудования, ТО и страховки.
Я читаю комментарии форумов, отзывы пассажиров, и, знаете, мне обидно за высказываемое. Господа, садясь в такси, думайте о том, что перед Вами человек, который работает. Не ругайтесь. Ну не привили ему в детстве музыкальный вкус и не научили принимать душ каждый день, но, поверьте, существуют таксисты, у которых играет Phil Collins и Ray Charles. К слову, я знаю и порядочно офисных работников, от которых, извините, воняет. И встречал девушек, которые ругаются матом так, что прапорщики краснеют. А как же серьезный укор про создаваемые нами аварийные ситуации? Ок, в среднем только по городу таксист наезжает за день порядка 150-200 км, и вы думаете, что это чайник с купленными правами? Отнюдь! Зачастую это профессионалы. А то, что иногда попадают в аварии, так они наезжают в десятки раз больше километров, чем простой обыватель. И к ним внимание особое, сразу тыкают пальцем и кричат: «Вот, вот! А мы что говорим, таксисты опасны. Вон авария.. Ай-ай-ай».
Знаете, друзья, они более аккуратные шоферы, чем средний водитель. А то, что он умеет думать наперед, предугадывать и пользоваться ситуацией, оставляя других позади, уж извините. Безусловно, есть и категория водителей - фатальных идиотов. Но этот процент не изменишь. Он ровным слоем размазан по всем категориям драйверской братии.
Что вы говорите? Мошенники и хапуги? Их не больше и не меньше, чем, например, в среде продавцов цветов. Люди, они разные. Везде.
А знаете, как еще бывает, вот, подвозишь некую поддатую барышню. А она вдруг заявляет: «Вот ты, таксист, низшее мужское сословие, которое в жизни ничего не умеет. Вы все неудачники. Я, вот, барышня, в банке работаю, при шубе и деньгах, а ты…».
А я имею высшее образование, окончил институт с красным дипломом. Только что отъехал со стоянки, где разговаривал с мужчиной – «таксером», имеющим орден Мужества, и сразу же поеду на другую стоянку, так как мне необходимо отдать аудиокнигу Н.В. Гоголя «Мертвые души» другому таксисту. А по пути подберу работников администрации (хвастались, родимые), которые мертвецки пьяны и несут чушь, за которую мне стыдно.
Так что, прежде чем критиковать и рассуждать глобально, осмотритесь вокруг. Что, вас окружает идеальный мир? Госучреждения встречают вас без очередей, а накрахмаленные дамы чиновничьего вида мило вам улыбаются и готовы предугадывать ваши просьбы? Кассиры в магазинах все такие вежливые и от взгляда теплеет на душе. Да и вообще вы живете в Сингапуре, вас окружает тепло, уют, безопасность и отеческая забота государства. Да? Разбейте ваши хрустальные грезы. Мир «такси» - очень сложная конструкция. Подобно любому социальному институту в ней существуют множество нюансов, в коей категоричность суждений заочно ошибочна.
Я покидаю мир такси, давший мне богатейший опыт жизни, научивший меня разбираться в людях, уметь вести беседу и разумно рисковать. Этот мир дал мне многое, главное - научил относиться ко всем людям одинаково уважительно: будь он таксист или банковский служащий. Нельзя людей делить на категории.
Будьте прежде всего людьми, и вы увидите, как вам ответят взаимностью.
Федор Котов auto.pln24.ru