Такси не может быть дешевым
15.05.15 • TW0167 • 926 • 0 Сообщить об ошибкеВ современном мире этот вид транспорта стал настолько привычным, что многие и не представляют себе жизни без него
«Наши люди в булочную на такси не ездят», - говорила героиня актрисы Мордюковой. Прошло четыре десятка лет, и изменилось очень многое. Да и нынешнее такси - и не такси вовсе, каким его помнят ровесники фильма «Бриллиантовая рука». В СССР поймать машину с зеленым огоньком было не многим проще, чем купить растворимый кофе. Сейчас ситуация совершенно другая. Хотя проблем по-прежнему хватает.
О том, какой должна быть служба такси и как избавиться от нелегалов на рынке, мы побеседовали с директором МУП «РИЦ» Дмитрием Никулиным.
Диспетчеры не в курсе
- Дмитрий Георгиевич, вы замечали, сколько в нашем городе машин с «шашечками»? При этом зачастую, вызывая такси, не можешь дождаться заказа. Почему так происходит?
- Дело в том, что сфера частных пассажирских перевозок никем не контролируется. Как обычно бывает: человек звонит по номеру из рекламы, диспетчер отправляет заказ «шабашнику», тот везет клиента по нужному адресу - и никакой гарантии, что поездка будет безопасной. Прошел ли водитель утром медицинский осмотр, трезв ли он, есть ли у него водительские права, насколько хорошо он ориентируется в городе и знает ПДД, исправен ли его автомобиль - этого не знает никто...
Вот еще один простой пример того, как работают службы такси: от клиента всегда требуют назвать точный адрес. Если вы сообщаете лишь перекресток - заказ не примут. Знаете, почему так происходит? Возможно, ваш звонок поступил вообще в другой регион - у нескольких служб единый call-центр. Естественно, диспетчер из Самары вряд ли ориентируется в кировских улицах. И это только вершина айсберга большой проблемы.
Одни дилетанты
- Раньше, в советское время, профессия таксиста была в почете. Существовали огромные таксопарки, все водители ездили на фирменных «Волгах», в каждой был таксометр...
- Сегодня в частном извозе может работать абсолютно любой человек, у которого есть личный автомобиль и смартфон. Нужно просто установить приложение, и все - вы уже принимаете заявки и зарабатываете.
Водители-дилетанты, работающие в такси, нарушают сразу два закона. Во-первых, «О защите прав потребителей»: клиент не получает сервиса, за который платит. Во-вторых, закон «О рекламе», так как информация в ней должна быть достоверной. Но на это не обращают внимания. Хотя никто, к примеру, не пойдет лечить зубы к профану, не купит продукты из-под полы... Так и автомобиль - источник повышенной опасности, которым должен управлять только профессионал.
- А как часто таксисты попадают в ДТП?
- Такой статистики нет. Я сам был свидетелем того, как после аварии водитель снял со своей машины «шашечки», замаскировавшись под рядового автолюбителя. Однажды ехал в такси, водителем которого был пенсионер. Когда мы подъезжали к перекрестку, он спросил меня, какой сигнал светофора сейчас горит...
Всех устраивает такое положение вещей, пока сам человек или кто-то из его близких не столкнется с подобной проблемой. Приведу пример, чем грозят клиентам услуги нелегальных извозчиков. В Нижнем Новгороде девушка попала в серьезное ДТП, когда ехала на такси. Получила серьезные травмы, но осталась жива. В итоге ей не оплатили ни лечение, ни моральный ущерб - ответственных не нашлось. В диспетчерской службе заявили: «Вы сели в нелегальное такси. Мы не несем ответственность - мы лишь продаем информацию». То есть они даже в глаза не видели водителя, который вез девушку...
Легальная» безответственность
- И все же, нужно ли решать проблему нелегальных такси на уровне власти или просто пусть каждый решает для себя?
- Сегодня в нашем городе работает 6000 автомобилей такси. Элементарный расчет: средняя сумма за одну поездку в такси - 100 рублей. Итак, если каждый водитель возьмет в день хотя бы 5 поездок, то заработает 500 рублей. Умножаем 500 на 6000 автомобилей - в день все водители зарабатывают 3 миллиона рублей, а в месяц - целых 90 миллионов! А теперь представьте, что эта сумма не облагается налогами, не принося городу ни копейки... Таким образом, Киров, страдая каждый день от пробок - а их усугубляют те самые 6000 курсирующих в часы пик авто, ежемесячно недополучает в свой бюджет около 16 миллионов рублей! Как думаете, мало ли это?..
- А что можно сделать в такой ситуации?
- Я вижу решение в легализации служб такси. Нужно обратить внимание общественности и администрации города на эту проблему. Мы можем изменить ситуацию не на федеральном, а на местном уровне: необходимо принять закон, регулирующий деятельность частных извозчиков. Люди получат качественный сервис и безопасность, а город - дополнительный источник финансирования.
Кирову, с населением в 500 000 человек, вполне хватит 2000 автомобилей такси. Посудите сами: меньше пробок, больше мест для парковки. Конечно, сумма поездки увеличится, но это правильно: такси не может стоить дешево. Вы получаете сервис, экономите время, а за рулем профессионал, который отлично знает правила движения и город, то есть довезет вас быстро и, главное, безопасно.
ВЕРСИЯ
Ученые утверждают, что история такси началась с такси-колесниц в Древним Риме. На ось колесницы было установлено устройство с емкостью, в которую во время движения через каждые несколько метров падал камешек. В конце поездки водитель колесницы подсчитывал количество камней и называл цену за проезд.
КСТАТИ
Сначала в нашей стране такси были только в Ленинграде и Москве, а первые 15 таксомоторов начали эксплуатировать с 1925 года. В 1934 году началось производство отечественных автомобилей «ГАЗ-А», которые были легковыми. С этой даты начинается новая жизнь отечественных такси.
Чтобы отличить такси от обычной машины и показать, что оно свободно, в правом углу лобового стекла сиял зеленый огонек. Если такси было занято, горел красный цвет.
Одним из важных моментов в истории такси считается появления знака в виде шашечек. Произошло это в 1920 году в Чикаго. Местная фирма Checker, занимающаяся производством автомобилей для такси, взяла себе эмблему шашечек из флага, которым обозначали конец гонки. Фирма гарантировала клиенту, что их машины приезжают на вызов первыми.