Таксисты в Варшаве
29.04.14 • TW0131 • 1967 • 0 Сообщить об ошибкеТаксисты в Варшаве: почему страдают от "бомбил", когда применяют тариф "доллар за километр" и зачем сдают экзамен на право заниматься извозом
Через неделю в Минске начнется чемпионат мира по хоккею, на подготовку которого страна уже положила немало средств и времени. Но первое, что видит иностранный турист после аэропорта или вокзала, - это автомобиль-такси. И судя по нашим последним материалам, в Минске в этой сфере есть определенные проблемы. Как обстоят дела с такси в столице Польши, которая в 2012 году принимала чемпионат Европы по футболу? Об этом мы расспросили таксиста из Варшавы.
- Марек, сколько времени вы работаете таксистом?
- Я работаю в такси уже около пяти лет. Конечно, не каждый день, но кажется, что в профессии я уже целую вечность.
- А почему вы решили пойти в таксисты?
- Потому что не нужно вставать и идти на работу, работать как робот восемь часов, а потом возвращаться домой. Если нужно заработать - сажусь в машину и еду таксовать. Если хочу посидеть дома - сижу дома, но без денег. Сейчас с заработком дело обстоит гораздо хуже, чем раньше. Все, у кого нет постоянной работы, решают заработать в такси. Они думают, что это идеальный вариант. Только со временем люди понимают, что тут не все так сладко, что быть таксистом - это огромный риск. Немаловажную роль в решении работать таксистом было то, что это удобно. Можешь проснуться когда хочешь, пойти в гараж, включить радио, подремонтировать машину, а потом поехать и заработать немного денег. А можно проснуться и никуда не идти, просто валяться дома в постели.
- Сколько часов в день в среднем вы обычно работаете?
- По-разному: 8, 10, 12 часов в день. У меня есть знакомые, которые и 16 часов в сутки работают. Но для меня это слишком. Быть таксистом - это нелегкий кусок хлеба.
- Что нужно для получения разрешения, лицензии на право заниматься извозом пассажиров?
- Чтобы получить лицензию на извоз, нужно сдать экзамен. Одна попытка сдачи экзамена стоит 240 злотых ($80). Нет никаких гарантий, что сдашь с первого раза. Если не сдал, то каждая следующая пересдача стоит столько же - 240 злотых. Огромное количество людей проваливает экзамен с первого раза. Сдали экзамен - получили лицензию. Лично для меня это было не совсем тяжело, просто подготовке нужно уделить немного времени. Но для некоторых это становится настоящим испытанием. Нужно хорошо знать ПДД, ориентироваться в городе без навигатора, владеть элементарными правилами этикета, быть стрессоустойчивым, уметь не поддаваться на провокационные вопросы и замечания пассажиров. Знание иностранных языков является большим плюсом.
- Кто устанавливает тарифы на проезд?
- Цена зависит от корпорации. В Варшаве их много, большая часть устанавливает тариф 2 злотых ($0,7) или 2,4 злотого ($0,8) за километр на "первом" тарифе. Есть несколько фирм немного дешевле, 1,8 злотого за километр. Повторюсь: все цены устанавливают корпорации.
- Государство как-то может повлиять на ценообразование?
- Безусловно. Нет установленной минимальной цены за километр, что не очень хорошо, но максимальная планка равняется 3 злотым ($1) за километр на "первом" тарифе. Три злотых на "первом", 4,5 злотого ($1,5) на "втором", 6 злотых ($2) на "третьем" тарифе. Проезд по городу в будний день осуществляется по так называемому "первому" тарифу. По выходным дням, праздникам и за городом тарифы увеличены на 50 процентов - это "второй" тариф. К примеру, начинаем ехать в городе по "первому" тарифу, но если выезжаем за черту города - начинает работать "второй" тариф. Если ехать дальше за город, то включаем "третий" тариф, который выше "первого" в 2 раза. Наша корпорация работает по следующим расценкам: "первый" тариф - 2,4 злотого ($0,8) за километр, "второй" - 3,6 злотого ($1,2), "третий" - 4,8 злотого ($1,6). "Третий" тариф называется "возврат", чтобы ты мог оплатить себе обратную дорогу.
- Такси с тарифом 3 злотых за километр - это большая редкость, их почти не видно в Варшаве.
- Обычные автомобили-такси максимально 7-местные. Если количество посадочных мест больше семи, то легально делать такие перевозки можно, если только автомобиль зарегистрирован как 8-местный и более. И здесь начинают работать другие правила и тарифы. Если в обычном такси за посадку вы платите 8 злотых ($2,7), то у них эта цена вырастает до 50 злотых ($17), а стоимость за километр взлетает до космических 20 злотых ($7). Из-за столь высокой цены и малой популярности таких такси мало.
- Зависит ли цена от времени суток?
- С 22.00 до 6.00 работаем по "второму" тарифу.
- Вы работаете только по счетчику?
- Как правило, да. Но при более продолжительных поездках, например более 50 километров, с пассажиром о конечной сумме можно договариваться. Могу сказать, что в конце поездки мы обычно не пробиваем чек клиенту, но если просят - предоставляем его без проблем. Это связано с тем, что никому в Варшаве чеки не нужны, за исключением некоторых случаев. Пассажир видит, какую сумму ему нужно предъявить к оплате, оплачивает проезд и продолжает заниматься своими делами.
- Есть ли в Варшаве "бомбилы" - водители, которые не регистрируются нигде и работают неофициально?
- Нелегалов, у которых нет разрешения на извоз, целая куча. На 12 тысяч таксистов в Варшаве около 4 тысяч работают без лицензии. Из-за этого создается жесткая конкуренция, которая значительно отражается на нашем кошельке.
- Как у вас борются с нелегалами?
- С ними бороться очень тяжело. Частенько мы сами не можем с ними справиться. Для них нет никаких правил, они делают что хотят. Государство, полиция и транспортная инспекция порой пробуют взяться за "бомбил", но это все безрезультатно. В легально зарегистрированном такси должны присутствовать следующие атрибуты: по бокам авто - красно-желтые полоски и герб Польши (некоторые "бомбилы" наклеивают такие же наклейки), на задних боковых стеклах - тариф, в верхнем левом углу лобового стекла - лицензия.
- Существуют ли какие-нибудь требования к автомобилям-такси? Например, год выпуска, количество подголовников, марка авто?
- В некоторых корпорациях есть самые минимальные требования, но большинство не обращает на это внимания. Лишь бы машина ездила и не была сильно ржавая. Естественно, техническое состояние должно быть в порядке.
- Я это спросил, потому что в Беларуси машины стоят гораздо дороже, чем в Польше, и если у нас купить хорошую машину, то придется выложить кругленькую сумму. Например, сколько стоит ваша машина?
- Три года назад я заплатил за эту машину (Volvo S60, 1999 г.в., 2,5 л, турбодизель) около 6500 долларов. Теперь она стоит 4000-4500.
- У нас за 6000 долларов можно купить, к примеру, Opel Astra 2000 года выпуска.
- Не может быть! Я не верю.
- А за 4500 - Citroёn Berlingo 1998 года.
- Серьезно? Не купил бы его даже за тысячу долларов.
- Сколько у вас уходит на налоги, другие траты?
- Для того чтобы работать в фирме, мы платим 1000 злотых ($330) каждый месяц плюс так называемый ЗУС. ЗУС - это плата правительству, что-то вроде налога. Это еще 1000 злотых ($330). Итого 2000 злотых ($660) мы отдаем только за право заниматься этим видом деятельности. Плюс содержание машины и топливо - пять с половиной злотых ($1,7) за литр. В сумме затрат получается очень много.
Вот так занимаются извозом в столице Польши. Нужно отметить, что ни к каким международным мероприятиям поляки не готовятся - все вышесказанное относится к любому обычному дню. Но даже такая система в целом выглядит более организованной, чем в Минске: есть много специальных парковок, где все таксисты выстраиваются в одну очередь в ожидании клиента; пассажир, даже не садясь в машину, знает тариф; автомобили относительно новые и ухоженные. Тем не менее жизнь таксистов отнюдь не сладкая - с "бомбилами" государство борется неохотно, минимально утвержденного тарифа нет, топливо стоит дорого ($1,7 за 1 л солярки).
При этом хотелось бы заметить, что формула "1 км - 1 литр топлива", которую предлагают ввести некоторые минские таксисты, ссылаясь на опыт других столиц, в Варшаве работает, но далеко не всегда: к примеру, для нашего собеседника это так называемый "третий" тариф, который применяется при поездках далеко за город, когда клиент фактически должен оплатить извозчику путь обратно. Заказы такие случаются редко. В городе же для Марека максимальный тариф составляет $1,2, работает он лишь в выходные, праздничные дни и в ночное время.
Ясно одно: сфера перевозок в Беларуси нуждается в реформировании. В каком направлении пойдут изменения - покажет время.
Евгений НОВИК
Фото автора
ABW.BY
Минск - Варшава - Минск