О такси

Сообщить об ошибке

reno1925.jpg  Новый этап истории отечественного такси начался 21 июня 1925 года, когда на улицах Москвы появились 200 новеньких, закупленных за границей автомобилей марок Renault и Fiat. Этот факт зафиксировали в своем «Золотом теленке» И. Ильф и Е. Петров: «В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов «Рено».

 

Этими, похожими на браунинги, машинками были модели Renault KG с 20-сильным мотором рабочим объемом 0,951 л. Автомобильчики оказались живучими: некоторые из них проработали до 1934 года, когда на линию уже стали выходить отечественные ГАЗ-А.

Частных такси в то время, несмотря на расцвет НЭПа, не было, все машины  принадлежали государству. Плата составляла 50 копеек за версту, час простоя – 4 рубля 50 копеек, поэтому услугами таксистов 20-х годов могли пользоваться только обеспеченные люди. Несмотря на это, такси быстро доказали свою выгодность: каждая машина ежедневно привозила около 50 рублей выручки при среднем дневном пробеге 133 километра. Эта сумма равнялась средней месячной зарплате рядового совслужащего тех лет. Но несмотря на выгодность нового вида транспорта, мы, в отличие от балета, в области транспортного обслуживания населения в то время сильно отставали от «планеты всей»: так, если в 1927-м, когда по столице СССР колесило «целых» 120 «Рено», по Лондону и Берлину бегало уже по 8 тысяч подобных машин, а по Парижу – аж 16 тысяч!

 

Renault-KG-.jpgПо-настоящему массовым видом общественного транспорта такси в СССР стало лишь после появления в 1936 году «эмок» «ГАЗ-М1». А в  1938 г. на линии, связывающие  вокзалы и аэропорты вышли и шикарные «ЗИС-101». Жизнь начала налаживаться.
В 1941 году отечественный таксомотор прекратил свое существование – все ушли на фронт.

После войны основным автомобилем такси в нашей стране становится «ГАЗ-М20» «Победа». Поездка на ней стоила 10 копеек за километр.

Зеленый огонек – символ советских такси – появился в 1948 году. Световой сигнал означал, что такси свободно. Кроме него, были введены и другие отличительные знаки таксомотора – шахматная полоса по бортам кузова и знаменитая таксистская кожаная фуражка с буквой «Т» на кокарде (такой же знак позднее можно было увидеть и на дверцах машин). Фуражка была позаимствована в Великобритании и первое время насаждалась вместе с галстуками – как униформа и признак культуры производства. Галстуки не прижились, а вот фуражка таксистам пришлась по душе, и долгое время ее носили даже с некоей гордостью. Не верите – посмотрите фильм «Горожане»!..

 

С 1957 года в качестве такси стали использовать новые тогда «Волги» «ГАЗ-21», и на долгие годы представление о такси в нашей стране было связано именно с «Волгой». Интересный факт: машины после «капиталки» красили в красно-белый цвет (красный верх-белый низ), за что острые на язык таксисты тут же прозвали их «красными шапочками». Позже «красные шапочки» стали поступать с конвейера.

 

201110111202_08-575x300.jpgВ 1970 году в таксопарках СССР появились «ГАЗ-24» – седаны салатового цвета с оранжевыми «гребешками».

К середине 80-х годов советское такси стало терять свою кастовость. На улицах городов появились частники, перехватывающие у таксистов клиентов. Это привело к известным старшему поколению читателей напряженности на дорогах и «разборкам» между таксистами и «бомбилами». Противостояние завершилось победной ничьей в пользу частного извозчика. Пирог был поделен: сегодня по СНГ колесят такси всевозможных марок, моделей, годов выпуска и принадлежноcти. Каждый получил свой лакомый кусок.      

текст: Адам Казимирович 

 

05-57.jpgПервая» панель приборов «Волги» дополнена счетчиком. Сейчас на нем 90 копеек, но за время съемки мы «накатались» на 2 рубля 54 копейки. Обратите внимание на настоящую радиостанцию между передними сиденьями для связи с диспетчером

 

Да, «Волга» была заметно шумнее, да, она сильно кренилась в поворотах, да, на скорости свыше 100 км/ч расход топлива и масла становился просто неприличным, но в ней была особая атмосфера. Атмосфера поскрипывающих на кочках вовремя не смазанных шарниров подвески, специфического аромата внутренней обшивки (с легкой примесью бензина) и того самого тиканья счетчика. Тоска по ушедшей молодости, скажете вы? Возможно. Но, может быть, именно так, на эмоциях, стоит рассказать о такси недавнего прошлого и попытаться сравнить его с нынешним? Попробуем.

 

201110111202_11-575x383.jpg

 

 

 

 

 

В детстве нынешних сорокалетних счетчик таксомотора щелкал для всех по-разному. Для одних – как отголосок статуса их материального достатка (не всегда легального), для других – как метроном, обратным отсчетом облегчающий кошелек, а для третьих – как манящий «огонь большого города» с зеленым, естественно, отливом. Раньше выбор был значительно скромнее, но мало кто ощущал это, ведь в таксомоторном деле задействовались практически лишь газовские машины: «двадцатьчетверки» во всех своих ипостасях, а до того – 21-е, «Победы», «эмки» и даже произведенные по лицензии дядюшки Генри легендарные ГАЗ-А. 

   

Грузить чемоданы неудобно из-за высокой кромки багажника, зато сам проем, по меркам владельцев «Москвичей» и «Жигулей», гигантский

 

Разумеется, современное такси на порядок безопаснее, ведь представления о безопасности за прошедшие годы сильно изменились. Разве прежде можно было себе представить надувные занавески или хотя бы индивидуальные подголовники на заднем сиденье? То-то и оно! В «двадцатьчетверке» поначалу даже у водителя не было такой элементарной принадлежности, как ремень безопасности. Но по части комфорта (кроме акустического) разница не столь принципиальна. Особенно хорошо этот факт прослеживается на заднем сиденье. Диван Mondeo почти такой же мягкий и просторный, как пружинная «галерка» ГАЗ-24. Относительно простора для ног сидящих сзади тоже паритет, но касательно расстояния до потолка «24-ка» даст фору современному «иностранцу». Правда, последний отыгрывается на процессе посадки-высадки: двери открываются шире, а подушка сиденья расположена выше. Ну и, конечно, про кондиционер в автомобиле широкие массы советских трудящихся даже и не подозревали.201110111202_06-575x383.jpg Что уж говорить о встроенной аудиосистеме с МР3, ЖК-дисплеях и многофункциональном руле. Зато по части плавности хода приоритет опять на стороне «Волги» – ощущение такое, что неровностей она вообще не чувствует. Причем даже весьма страшных на вид.

 

Итак, время действия – к примеру, 1981 год, место действия – Советский Союз. Рука поднята – эффект, скорее всего, нулевой: «Волги» даже с горящим зеленым огоньком, вроде бы свидетельствующим о желании посадить пассажиров, проносятся мимо самым наглым образом – или на заказ, или в парк, или выбирая более выгодного для себя претендента. И даже в случае резкого визга тормозов – нет, не возле вас, а метров на 30 дальше (а вы бежите с надеждой – возьмет ли?) – чаще всего следует безапелляционный ответ «не по пути!». Хотя куда должен держать путь таксист – разве не туда, куда велит клиент? Но в годы тотального дефицита и идеологической накачки таксист был социально антагоничен своему пассажиру – в большинстве случаев «осколку старого мира», человеку, скорее всего, культурному и интеллигентному. А вот «хозяина» холоп чувствовал завсегда – и советское начальство, и «цеховики»-нелегалы легко улавливали волны холуйства и скрытый смысл «чего изволите?» в грубоватом вопросе «куда ехать?». «Сначала в Елисеевский, затем завезешь на площадь Восстания, подождешь, и мухой на ипподром. Не обижу!»

 

Нынче на поднятую руку откликаются главным образом «бомбилы от бордюра». Официалы преимущественно работают под заказ. Набрал номер, назвал адрес подачи и маршрут поездки, выяснил ориентировочную стоимость и жди себе спокойно. У «легалов» пока хватает проблем, не позволяющих занять ту весомую нишу, которая отведена службе такси в городах за рубежом. Цивилизованных стоянок, как в Европе, где машины бы выстраивались в очередь, а клиент садился в первую по порядку, попросту нет. Другая проблема – отсутствие единых телефонных номеров вызова. Десятки фирм предлагают за более-менее схожую цену одни и те же услуги. Их зачастую красивые номера легко укладываются в память, клиенты, как правило, становятся лояльными «своему» привычному таксопарку. Но в крупных городах сотня-другая машин, закрепленная за этим номером вызова, – капля в море. И дожидаться ближайшую свободную приходится 20–40 минут, что непозволительно долго для мобильного занятого человека. В Европе почти везде существует единый номер вызова, а диспетчер присылает вам ближайшую машину, не заморачиваясь, какому парку она принадлежит. Ведь, когда в систему входят десятки тысяч таксомоторов, срок подачи сокращается до считанных минут, даже при серьезных пробках.

 

 

Как жила и умирала каста таксистов

 

201110111203_no_copyright_4-575x343.jpg

Устроиться на работу в таксопарк с улицы было непросто, а социальный статус водителя такси был достаточно высок. Добровольно покидали работу худшие, а многие и уходили с нее «вперед ногами» – смертность от нервной сидячей деятельности доброй половине не позволяла дотянуть до пенсии по возрасту. Да плюс еще и бились насмерть частенько – лихачили, никаких ремней не было (а когда появились, в такси ими разрешено было не пользоваться!), и резины зимней еще не существовало. Но когда хоронили погибшего «при исполнении», провожали целой колонной гудящих «Волг» с шашечками, осознавая, что каждый может стать следующим...

 

 

Как менялась модель

 

201110111203_no_copyright_2-575x242.jpg

«Двадцатьчетверка» за время своего конвейерного существования не раз подвергалась модернизации. Сначала, в 1972 году, изменилась форма наружного зеркала заднего вида и личинки замка багажника. В 1974-м на обоих бамперах появились массивные клыки с резиновыми вставками, а спидометр вместо ленточного стал стрелочным. В 1977-м поменялась вся светотехника, а передняя панель приобрела черное травмобезопасное покрытие. Ну и уже в середине восьмидесятых случился очередной, весьма радикальный, апгрейд – свет увидела модификация 24-10.

 

201110111203_no_copyright_3-575x192.png

Так называемый ленточный спидометр был очень ненадежен (кстати, у версии такси он был оцифрован до 160, а не до 180 км/ч), и в середине 70-х в серию пошла новая комбинация приборов со стрелочным указателем скорости

 

 

 

 

Опять же в середине 70-х появилась травмобезопасная, по меркам тех лет, панель приборов, полностью (а не только в своей верхней части, как ранее) обтянутая вспененным пенополиуретаном. Ее средняя часть отделывалась пленкой «под дерево»  

 

 

При советском союзе таксисты были привилегированной кастой, а поэтому автомобиль, заказанный в единственном общесоюзном центре вызова такси, приходилось ждать часами, даже в маленьком городе, где расстояния пустяковые. Кроме того, известно немало фактов, нечестных водителей, которые мало того что могли намудрить со счетчиком, но и кинуть доверчивых пассажиров на деньги… в карты. После развала союза в сфере в сфере транспортных услуг и вовсе наступили мрачные времена, в водителей автомобилей переквалифицировались многие оставшиеся без работы врачи, учителя, военные, ученые и прочие категории граждан, которые не могли устроиться в жизни.

Однако, в 90-ые годы профессия водителя такси была крайне опасной: могли лишить жизни и за сотню, и даже за десятку. Да и садится в такси в качестве пассажира также было опасно - можно было попасть в руки убийц или грабителей, которые подкарауливали своих жертв, отбирали деньги и ценности и увозили в неизвестном направлении. Сегодня в Белоруссии ситуация с сервисом такси изменилась, однако, горожане больше не бояться пользоваться услугами городских извозчиков и без страха голосуют даже на улицах в вечернее и ночное время.

 

Впрочем, и сегодня и такси в Белоруссии есть свои причуды, безопасные для жизни, но порой наводящие на размышления. Речь в данном случае идет, конечно, не о водителях, работающих в официальных автомобильных компаниях, которые все же пытаюсь приблизить данную услугу по качеству к европейской, а о частниках, которых в каждом городе больше, чем автомобилей на дорогах.

 

Но вернемся к частным городским извозчикам.

Во-первых, цены. Сегодня далеко не факт, что частник подвезет вас вдвое дешевле, чем к примеру официальное такси, как это было ранее, скорее наоборот, заметив, что вы не стеснены в средствах, попытается под любым благородным предлогом запросить с вас как можно больше.

Во-вторых, качество такой услуги, как правило, заставляет задуматься. И дело даже не в том, что очень многие бомбят на старых жигулях, а в том, что водитель повезет вас самым длинным путем, в салоне будет курить, и не поможет выгрузить багаж.

 

Такси свободен!: Предложение неудачникам пользоваться всеми благами так же, как и до провала начинания.

Фраза Казимира из "Золотого телёнка" в тот момент, когда у жуликов не оставалось ничего, кроме его машины. Например:- Твой взгляд говорит мне, что я полное ничтожество. - Нет, мой взгляд говорит, что такси свободен.

 

Поэтому тем, кто часто пользуется услугами автомобилей такси, особенно на дальние расстояния, стоит призадуматься, а не выгоднее ли заказать машину в официальной автомобильной компании?

Отзывы и комментарии
Добавить свой отзыв
Комментарии отсутствуют.