Таксисты-нелегалы становятся все более агрессивными
27.09.12 • N0060 • 6245 • 0 Сообщить об ошибкеПо мнению налоговиков, таксисты-нелегалы становятся все более агрессивными
Как сказала начальник управления координации и организации контрольной работы областной налоговой инспекции Виталия Клевцова, в последнее время нелегалы буквально балансируют на грани административного и уголовного кодексов. И привела шокирующий пример. Во время одной из рейдовых проверок водитель-нелегал вдруг нажал на газ и стал угрожать сидевшему рядом оперативнику, что врежется в столб с его стороны.
Эх, прокачу!
Вторым пассажиром нелегального такси в тот раз был заместитель начальника отдела оперативных контрольных мероприятий Михаил Круч. С его слов, водитель, а он оказался гражданином России, вел себя крайне неадекватно, не думая о том, что под колеса может попасть кто-то из случайных прохожих. Машину удалось остановить лишь когда на повороте сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями ОВД администрации Советского района выдернул ключи из замка зажигания. Далее события развивались в духе комедийного жанра: выскочив на улицу, нелегал стал звать на помощь милицию. Хотя в тот момент, когда его машина неслась по ухабам и рытвинам, смешного, конечно, было мало.
Налоговики всегда работают в тесной связке либо с ГАИ, либо с сотрудниками ОБЭПов, говорит начальник отдела оперативных контрольных мероприятий Борис Альтерман, поскольку ситуации бывают самые непредсказуемые. К примеру, сотрудницу налоговой инспекции одного из райцентров, севшую в нелегальное такси для проверки, водитель вывез за город и высадил на шоссе.
Кто бы мог подумать, что будни налоговиков могут быть так похожи на остросюжетный детектив. Между тем в среде легальных таксистов бытует устойчивое мнение, что та же налоговая чаще борется с ними, а не с нелегалами. В то же время некоторые из них сами приходят к налоговикам и просят убрать нелегалов с улиц.
— Это глупые таксисты, — утверждает директор одного из гомельских такси. По его мнению, обращаться в контролирующие органы — себе дороже, замучают проверками. Именно поэтому он категорически отказался назвать свое имя. Сергей, назовем его так, убежден, что легальных таксистов наказывать значительно проще, чем нелегалов. Хотя прикормленные места последних всем известны. Взять хотя бы железнодорожный вокзал. Там, рассказал Сергей, нелегалы вообще живут по каким-то звериным законам. Агрессивно противостоят чужакам, бьют конкурентам лица, прокалывают шины.
— Есть бумажка, есть проблема. Нет бумажки, нет проблемы, — вторит Сергею директор другого гомельского такси, также пожелавший остаться неизвестным. Он тоже полагает, что контролирующие органы чаще за разные мелочи наказывают таксистов, имеющих лицензию и честно платящих налоги.
Нелегалы ощутимо вредят его бизнесу, он и рад бы включиться в дискуссию, да не хочет привлекать к своей фирме лишнего внимания.
Лицом к лицу
Да, что-то у нас не вытанцовывается, господа. Как-то не комильфо получается. Хотим прогнать нелегалов, но боимся о них говорить. Я обзвонила все гомельские фирмы такси, но желающих открыто обсудить болезненную тему нигде не нашлось. Смысла в этом, к сожалению, никто не увидел.
За деятельностью легальных таксистов действительно следит больше контролирующих органов, чем за нелегалами. Взять хотя бы транспортную инспекцию. Она имеет право проверять только лицензиатов. Это профессиональный сленг — так называют водителей, имеющих лицензию на перевозку пассажиров автомобилями-такси. Однако утверждать, что на нелегалов смотрят сквозь пальцы, будет нечестным.
Дело в том, что борьба с ними осложнена рядом обстоятельств. Во-первых, если говорить о налоговой инспекции, то рейдовыми проверками занимаются всего 45 человек. Это на всю область. Большая часть сотрудников сосредоточена в Гомеле, и, чтобы помочь коллегам из районов, они выезжают в командировки.
Другая проблема — обе стороны хорошо знакомы друг с другом. Налоговики знают в лицо значительную часть нелегалов, многие из них привлекались к административной ответственности не единожды. Но и нелегалы знают налоговиков, так что сесть к ним в машину не так-то просто.
Убедилась в этом во время одного из рейдов, проводимого областной налоговой службой, ГАИ и гомельским филиалом республиканской транспортной инспекции. По плану в такси к водителю-нелегалу я должна была сесть вместе с налоговиком. Но зачастую даже в хорошо продуманный план в последний момент приходится вносить какие-то коррективы. Сложилась как раз такая ситуация, когда нелегалы, чьи автомобили попадались на глаза, знали моих спутников в лицо. Поэтому в нелегальное такси я села одна.
Водитель ухоженной иномарки с шашечками на крыше был вежлив и обходителен. На заднем сиденье лежал термос: судя по всему, таксист решил поработать основательно. Договорились, что по указанному адресу он доставит меня за 40 тысяч рублей. Однако в конечном итоге пришлось отдать на 10 тысяч больше.
Машина с сотрудниками ГАИ и транспортной инспекции уже дожидалась в назначенном месте, а машина с налоговиками следовала за такси. Она подъехала, как только я, расплатившись купюрой с переписанным номером, из него вышла.
Из автомобиля в свою очередь вышли крепкие молодые люди и направились к предполагаемому нелегалу. Честно сказать, какое-то время было жаль парня, который, по сути, привез меня под свой административный протокол. Но потом подумала, что вряд ли и он испытывал угрызения совести, взяв с меня сумму большую, чем договаривались.
Водителем оказался индивидуальный предприниматель в стадии ликвидации своей деятельности. Лицензию он уже сдал и с 2011 года не платит налогов. Протокол об административном правонарушении был составлен по факту незаконной предпринимательской деятельности и передан в хозяйственный суд. В его случае возможное наказание — штраф от 20 до 200 базовых величин. А это на сегодняшний день от 2 до 20 миллионов рублей.
Конфискация и никаких гвоздей?
По данным Бориса Альтермана, за 8 месяцев с начала этого года областным хозяйственным судом привлечено к административной ответственности 82 таксиста-нелегала. Общая сумма штрафных санкций — 71,5 миллиона рублей. Возможно, она не очень впечатляет, но следует учитывать, что базовая величина выросла лишь в апреле. За тот же период одна машина была конфискована. Но в данном случае ее владельцем был махровый нелегал, многократно попадавшийся с поличным.
По мнению налоговиков, наше законодательство довольно лояльно по отношению к таксистам-нелегалам, и, более того, есть в нем лазейки, позволяющие уходить от налогов. А машины на самом деле следует конфисковывать чаще.
— Нужно менять законодательство и машины конфисковывать с первого раза, — считает директор такси Сергей. Нелегалы, особенно те, что на железнодорожном вокзале, с его слов, попросту беспредельничают. Выходят на перрон, хватают пассажиров чуть ли не за руки. И если поездка в Волотову стоит 38 тысяч, то они накручивают свой тариф и преспокойно берут все 60. И что характерно — люди соглашаются.
Работать нелегально сегодня проще и выгоднее, уверен Сергей, поэтому в настоящее время бороться с таксистами-нелегалами — все равно, что сражаться с ветряными мельницами.
Что нужно, чтобы получить лицензию таксиста? Так ли уж этот процесс затратен и многотруден? Как пояснил Дмитрий Соцкий, специалист 1 категории гомельского филиала транспортной инспекции, где, собственно, нужный документ и выдается, необходимо соблюсти ряд условий.
Разумеется, непременно наличие собственного автомобиля. Мест в нем должно быть не больше шести и не меньше трех. С правой стороны обязательны две двери. Будущий таксист регистрируется в райисполкоме или администрации района по месту жительства для того, чтобы получить статус индивидуального предпринимателя.
Претендент на лицензию должен обладать высшим или средним специальным образованием, при этом одна из пройденных им дисциплин должна быть связана с автомобильным транспортом. В противном случае ему предстоит окончить специальные курсы. Курсы краткосрочные. Как сообщили в одной из фирм, оказывающих такие образовательные услуги, они длятся всего четыре дня. На пятый — экзамен. Индивидуальные предприниматели заплатят за обучение немногим более 300 тысяч рублей.
Стоимость лицензии — 8 базовых величин, то есть 800 тысяч рублей. Оформление занимает 15 дней. Примерно два миллиона будет стоить таксометр, одновременно выполняющий функцию кассового аппарата. Таким образом, всего потребуется чуть больше трех миллионов. Раз в пять лет водителю придется посещать курсы повышения квалификации и ежемесячно платить единый налог. Для гомельских таксистов это 470 тысяч рублей.
Так стоит ли играть в шашечки с контролирующими органами и все же рисковать собственным авто? Не проще ли оформить пакет необходимых документов? Тем более что штраф обойдется дороже. Административный кодекс допускает вилку от 10 до 100 базовых величин. А десять миллионов куда больше трех.
Чужие здесь не ездят
Вопреки заверениям, что нелегалом быть проще и выгоднее, их количество все же сокращается. Об этом, кстати, я услышала от директора одного из такси. Там же мне рассказали, что в их таксопарке из почти 100 машин 5 принадлежат недавним нелегалам. Сегодня они зарегистрированы и работают абсолютно законно.
Там же посетовали, что в Бресте услуги такси уже стоят 5 тысяч рублей за километр. В Минске — 3 и 4 тысячи. А гомельские такси, чтобы не распугать клиентов, удерживают внутригородской тариф на уровне 2,5 тысяч. Но тут следует оговориться: это только в том случае, если такси на заказ. Мне, например, взятое на стоянке такси обошлось также без малого в пять тысяч рублей за километр: эту информацию я нашла на чеке.
Вячеслав работает легально и не боится говорить открыто
Но это так, к слову. А то, что количество индивидуальных предпринимателей среди таксистов растет, подтвердили и в транспортной инспекции Гомеля. Если на 1 сентября прошлого года было зарегистрировано 1212 юридических лиц и ИП, владеющих соответствующими лицензиями, то в этом году к тому же моменту их численность увеличилась до 1442 человек. Отряд предпринимателей вырос на 216 лицензиатов.
Вячеслав оказался единственным человеком, не побоявшимся показать свое лицо и открыто поговорить о нелегалах. С одной из фирм он работает по договору. Если нет вызовов, стоит и ждет, когда к такси подойдет «борт» — то есть клиент.
— Почему некоторые таксисты все-таки выбирают нелегальный способ зарабатывать? Ведь работать легально гораздо спокойнее…
— Разные бывают ситуации. Случается, что у человека лицензию забирают, а такси — это его единственный хлеб.
— Вижу, вы довольно терпимы к нелегалам.
— Нет, просто однажды и я едва не оказался в подобной ситуации, когда у меня чуть было лицензию не отобрали. Но я исправил положение, заплатив штраф.
— Однажды в поле зрения налоговиков попал нелегал, стоявший в одной очереди с легальными такси. Более того, он в ней был первым. Как такое вообще возможно?
— Вероятнее всего это был родственник кого-либо из таксистов. Такое случается, когда с собой берут кого-то своего. Понятно, что прогонять его никто не станет.
— А если чужой подъедет?
— Чужого ни за что не пустят.
Чек спешит на помощь
Легальное такси видно издалека. Это не только традиционные шашечки, а еще бортовые наклейки и желтые номера. Хотя и здесь можно ошибиться. По иронии судьбы как раз такой случай и произошел с начальником управления координации и организации контрольной работы Виталией Клевцовой. Она рассказала, что внешне с такси, в которое она как-то раз села, было все в порядке: шашечки, наклейки, кассовый аппарат с таксометром. И чек водитель выдал, как положено. Но внутренний голос, тем не менее, подсказывал — что-то здесь не так. И, как вскоре стало известно, не зря. Проверка базы данных, сделанная на основании чека, показала, что водителем был бывший индивидуальный предприниматель, а значит — нелегал. Его деятельность была давным-давно ликвидирована, но сопутствующий ей антураж у него остался.
И все-таки такой случай скорее исключение, чем правило. И чек — это тот документ, который позволит вам не быть обманутым. По крайней мере, вы всегда сможете увидеть, какой тариф был включен. Как рассказала моя коллега, абонент одного из такси, некоторые водители, вместо того, чтобы везти пассажира по минимальному тарифу, положенному в таком случае, норовят включить тот, что повыше.
Правда, здесь надо как-то разобраться с отголосками совковой инфантильности, мешающей жить по простым и понятным правилам. Многие не имеют привычки требовать в такси чек (а без этого его, как правило, не дают), боясь быть заподозренными в жлобстве — ну пусть, дескать, человек заработает лишнюю копейку, ведь клиентов у него не так уж много.
— Вот вы их жалеете, — отвечает на это Виталия Клевцова, — но вы лучше посмотрите, какая у многих машина. И такое чувство, что не одна…