"Таксисты про техосмотр все не так поняли" . Чем закончилась попытка зарегистрировать в такси авто с белыми "номерами"
21.03.18 • N0401 • 2151 • 0 Сообщить об ошибкеНе так давно ABW.BY писал о новой тенденции в сфере нерегулярных перевозок пассажиров - после отмены лицензий в Минске таксисты стали сдавать в ГАИ желтые "номера" в расчете, что это избавит их от прохождения техосмотра два раза в год и уплаты страховки с повышенным коэффициентом.
Как нам удалось узнать в процессе подготовки того материала, теоретически процедура имеет смысл. Однако многие не верят в то, что это "прокатит" и государство закроет глаза на недополученные от таксистов деньги. Поэтому вместе с другом редакции и по совместительству таксистом Павлом мы решили на практике пройти всю процедуру и поставить на работу в такси автомобиль с белыми "номерами", по возможности сэкономив на том, на чем появилась возможность это сделать.
Автомобиль Skoda Rapid 2013 г.в. был приобретен у физического лица в Беларуси и ранее не "бегал" в коммерческих перевозках. Соответственно не имел желтых "номеров", техосмотр проходил по гражданским нормам. Этот нюанс можно назвать существенным по той причине, что отметку о ТО нам предстояло просто перенести, а не проходить процедуру заново. На этом моменте мы остановимся подробнее, а пока сама история постановки автомобиля на учет.
Стоит отметить, что Павел является не просто водителем автомобиля-такси, а индивидуальным предпринимателем, у которого есть лицензия, действительная до 2025 года. И Rapid мы регистрировали не на физлицо, а на ИП. Процедура ничем не отличалась от обычной, разве что в процессе мы поинтересовались насчет достоверности слухов о том, что желтые "номера" больше не выдают. В МРО ГАИ сказали, что это неправда, их выдают по требованию заявителя, ведь такси не единственный представитель сферы пассажирских перевозок.
Чтобы поставить автомобиль на учет в ГАИ, нужна страховка автогражданской ответственности, составленная на нового владельца. В нашем случае это была самая обычная страховка на 15 дней, без каких-либо повышающих коэффициентов.
Регистрационные знаки были получены на следующий день. Никаких пометок о том, что автомобиль задействован в коммерческих пассажирских перевозках, в техпаспорте теперь нет. А это значит, что ничто не мешает нашему Rapid пройти техосмотр как обычному автомобилю, на два года.
Но только владелец автомобиля собрался заплатить за перенос отметки о ТО через интернет-банкинг, как инженер диагностической станции увидел, что машина зарегистрирована на ИП, и сказал, что оплату нужно произвести с расчетного счета.
Из-за праздников с техосмотром быстро не получилось. И прежде пришлось установить на автомобиль таксометр. С этим проблем не возникло. В организации, занимающейся установкой и обслуживанием таксометров, белые "номера" никого не смутили, их "вбили в чек". При заключении договора с диспетчерской станцией гражданские "номера" также не стали препятствием, но там попросили оклеить автомобиль в соответствии с требованиями.
К моменту, когда мы были готовы снова посетить диагностическую станцию, в редакцию позвонили из УП "Белтехосмотр" и указали на необходимость уточнения для читателей некоторых моментов в материале о желтых "номерах".
"Несмотря на то что лицензии на этот вид перевозки в настоящее время не требуется, порядок прохождения государственного технического осмотра для автомобилей-такси остался прежним, - рассказали в УП "Белтехосмотр". - Для легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении составляет 6 месяцев. Изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующую процедуру, не вносилось. То есть первичным является назначение автомобиля, а не желтые "номера", которые раньше являлись лишь признаком того, что машина занята в коммерческих перевозках.
Ранее возможность установить использование автомобиля в коммерческих перевозках пассажиров дополнялась тем, что работник УП "Белтехосмотр" мог проверить наличие в особых отметках соответствующей записи о выданной лицензии и желтых "номерах". В настоящее время, когда такие отметки не заносятся, принадлежность автомобиля определяется прежде всего наличием признаков его оформления, оборудования в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. В частности, основным признаком будет являться наличие желтых полос на бортах авто, наличие таксометра, плафона, СКНО и т.д.
Внимание владельцев автомобилей-такси должно быть сосредоточено на соблюдении ими периодичности прохождения гостехосмотра, а именно - не реже одного раза в полгода.
При представлении на диагностическую станцию транспортного средства, не оформленного элементами автомобиля-такси, гостехосмотр такого автомобиля, а также выдача соответствующего разрешения на допуск будут проводиться в общем порядке, установленном для обычных автомобилей".
Получается, что требования в части периодичности остались прежними, но при желании автомобиль-такси можно выдать за обычный. Это мы и планировали сделать изначально, но не получилось, наш Rapid к приезду на станцию был, что называется, при параде, то есть с "признаками коммерческого транспорта".
Поскольку наклейку о прохождении ТО прежний владелец приклеил на лобовое стекло, а у нового возникли затруднения с распознаванием ее серийного номера, инженеру станции пришлось взглянуть на автомобиль. При этом было отмечено, что при переносе отметки данная процедура не является обязательной. В личной беседе с сотрудником станции прозвучало, что если бы автомобиль проходил через линию, то отметку о ТО инженеры были бы вынуждены поставить только на полгода. И что, пользуясь образовавшейся лазейкой в законодательстве, таксисты могут пострадать от налоговой. Но отметку в новое свидетельство все-таки перенесли - до июля 2019 года.
А вот что делать со страховкой, Павел пока в раздумьях. Есть большой соблазн оформить обычную "автогражданку", сэкономив неплохую сумму. Но знакомый страховой агент сказал, что этим вопросом уже интересовались "наверху" и просят доводить до клиентов информацию о том, что сокрытие факта использования автомобиля в качестве такси в случае ДТП может обернуться отказом в выплате страхового возмещения или регрессом, так как были нарушены правила страхования. Пока не закончился срок действия 15-дневной страховки, решение по годовой еще не принято.
По большому счету дело было сделано так, как и планировалось. Мы зарегистрировали автомобиль в ГАИ и "поставили" его на работу в такси на белых "номерах", с обычной страховкой, перенеся от бывшего владельца отметку о ТО. Возможно, история была бы другой, если бы пришлось проходить техосмотр заново, но, как говорят таксисты, если автомобиль свежий и имеется возможность получить ТО на два года, есть за что бороться. И избавление автомобиля от "коммерческих признаков" не самая сложная часть подготовки авто к процедуре.
abw.by