Теперь с "шашечками" и желтыми "номерами" - Uber в Беларуси официально признан такси. Какие еще изменения грядут?
01.08.17 • N0353 • 1741 • 0 Сообщить об ошибке17 июля был опубликован одобренный Советом Республики 26 июня Закон РБ №50-З от 17 июля 2017 г. "О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках". Данный закон определил статус сервисов, которые позволяют заказать автомобиль с помощью приложения и расплатиться банковской картой, - теперь сервисы с принципом работы как у Uber признаны такси, а не "арендой автомобиля с водителем", как это было ранее. Большинство изменений вступит в силу с 17 января 2018 года.
На сайте белорусского клуба Uber даны выдержки из закона. В законодательном акте дано новое определение автомобиля-такси - это "транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров и соответствующее требованиям, установленным Правилами автомобильных перевозок пассажиров".
Изменилось и понятие "диспетчер такси". В соответствии с новым законом это "юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в частности посредством электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке (далее - электронная информационная система)". Таким образом, то, что заказ и оплата услуг такси могут быть осуществлены через приложение, признано официально.
В законодательном акте определено правовое поле, в котором предоставляются услуги Uber и подобных ему приложений."Электронная информационная система - информационная система, зарегистрированная в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке в Государственном регистре информационных систем, посредством которой диспетчер такси или автомобильный перевозчик обеспечивают организацию и управление технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет и посредством которой оплата пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси осуществляется в безналичном порядке в соответствии с законодательством".
В соответствии с новым законодательным актом "автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении включают в себя следующие виды автомобильных перевозок пассажиров: автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси; автомобильные перевозки предварительно организованной заказчиком автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении группы пассажиров к месту их работы, учебы, проведения массовых мероприятий, а также в связи со служебной командировкой и (или) обратно из таких мест, автомобильные перевозки, выполняемые в целях организации туристических путешествий, в том числе экскурсий, проведения свадебных, юбилейных и иных торжеств, ритуальных обрядов; автомобильные перевозки, выполняемые в целях транспортного обслуживания государственных органов (организаций) в случаях, предусмотренных законодательством; иные виды автомобильных перевозок пассажиров, установленные Советом Министров Республики Беларусь". Таким образом, Uber и прочие сервисы теперь относятся к такси.
В законе прописана возможность выполнения перевозок на условиях публичного договора, а это значит, что отпадет необходимость подписывать договор с каждым пассажиром в отдельности: "Автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси относятся к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и выполняются на условиях публичного договора".
Также устранена необходимость обязательного оборудования автомобиля таксометром, если перевозчик использует приложение-сервис и не берет оплату наличными: "Выполнение автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанной с использованием электронной информационной системы, осуществляется с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (при его наличии). Если автомобильный перевозчик выполняет автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные только с использованием электронной информационной системы, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется".
Таким образом, Uber и подобные сервисы станут такси и должны будут зарегистрироваться в Регистре информационных систем. Все автомобили, которые пользователи заказывают через приложения, теперь в обязательном порядке будут иметь "желтые" номерные знаки и специальное внешнее оформление.
Как изменения повлияют на белорусских партнеров?
По мнению Михаила, представителя компании, сотрудничающей с Uber, прежде всего это приведет к повышению расходов партнеров:
"Получение желтых "номеров" и приравнивание нас к такси будет сопряжено с определенными проблемами и расходами, так как это не очень хорошо для нас с экономической точки зрения. Насколько я понимаю, теперь каждому водителю придется делать "корочки" таксиста, многое будет обходиться дороже - самое главное, что подорожает АвтоКАСКО. Притом что мы и без того платим приличные налоги. Uber расценки не повысит, дополнительные расходы лягут на партнеров, чьи машины работают в системе. А это прохождение техосмотра дважды в год и плата за допуск ТС к участию в дорожном движении, страховки и т.д.
В целом, что это совсем плохо, я бы не сказал. Нам все равно, на каких "номерах" ездить, пассажиры в любом случае могут идентифицировать автомобиль очень просто, с этим проблем у нас не было. Но все упирается в экономику. Если расходы, которые мы понесем, как-то будут компенсированы, это было бы хорошо.
Вы знаете, что Uber объединяется с Яндекс.Такси. Если с введением этого закона в январе следующего года Uber откроет представительство в Беларуси в этом случае нам не придется платить часть налогов, тогда эти расходы будут компенсированы. Если представительства не будет, на нас лягут дополнительный расходы. Собирается ли компания это делать и когда - нам об этом пока ничего не известно, но мы надеемся, что это произойдет.
Что касается того, как это повлияет на партнеров Uber, я не думаю, что глобально что-то изменится. Это может повлиять только на тех партнеров, которые привлекают к работе чужие автомобили, - они просто перестанут существовать. Понятно, что человек, просто физлицо, который ездил со своим автомобилем под лицензией какого-то партнера, подрабатывал после работы или по выходным, получать желтые "номера" не будет. Те партнеры, которые имеют свой автопарк, кто работает давно, останутся".
Андрей, представитель другой компании, имеет несколько иное мнение:
"Я вижу плюс в том, что уйдут те, кто только подрабатывает в Uber, для кого это не является основным заработком, в результате на рынке останутся только крупные игроки. У нас много машин, все новые, но мы не развиваемся, так как сейчас на рынке много людей, которые регистрируются в системе и подрабатывают. Они не платят такие налоги, как мы. Обязательное получение желтых "номеров" положительно скажется и на состоянии автопарка. Думаю, сначала будет перестройка рынка, но позже все стабилизируется, партнеры будут закупать новые машины. И мы готовы приобретать еще машины, чтобы удовлетворить требования рынка.
Те же, кто подрабатывает водителем, скорее всего, не будут получать желтые "номера", делать страховки и т.д. - это дорого для них. Единственным отрицательным моментом для нас я бы назвал то, что подорожает АвтоКАСКО. По остальным моментам, насколько я вижу, изменений не будет: по страховкам, ответственности перевозчика перед пассажирами, по техосмотру все останется по-прежнему - мы и так его проходим дважды в год.
Еще из положительных моментов - наконец-то все окажутся в одинаковых условиях. У нас уже был прецедент, когда мы судились с Транспортной инспекцией по поводу желтых "номеров", так как было не понятно, нужны они или нет. Сотрудники Транспортной инспекции дали нам предписание сделать желтые "номера", мы же считали, что если другие перевозчики работают на "белых", то почему мы должны на "желтых". Мы оспорили это решение. Первый суд проиграли - второй выиграли, в результате решение первого суда было отменено. В целом все судебные тяжбы длились около года. Нам же не принципиально, на каких "номерах" работать. Теперь все станет однозначно и понятно".
abw.by