От нечего делать: как белорус поехал в Одессу за дамой сердца, а остался таксовать
11.05.17 • N0339 • 1063 • 0 Сообщить об ошибкеПосле публикации материала «Безопасно ли ехать белорусу на отдых в Одессу» в редакцию ABW.BY обратился минчанин Виктор. Он посчитал, что тема не до конца раскрыта, и решил поведать читателям о той Одессе, с которой он столкнулся в августе прошлого года.
В прошлом году Виктор целый месяц провел в этом курортном городе. Изучить город и нравы его жителей белорусу дал возможность автомобиль-такси, на котором он приехал поначалу отдохнуть, а потом выяснилось, что и поработать.
В Одессу его привел роман с девушкой, который начался еще в Минске. Тогда наш герой работал в одной из столичных служб такси. Потом девушка уехала отдыхать в Одессу, и Виктор решил махнуть вслед за ней, ведь для безбашенного таксиста лишняя тысяча километров – это не крюк. В один из погожих летних дней Виктор прыгнул в свой белоснежный автомобиль на желтых «номерах» и помчался в сторону Украины. О том, как устроена жизнь курортного городка, почему его нельзя назвать безопасным и как устроен рынок такси, – далее от первого лица.
«Я поехал, никому ничего не сказав, - рассказывает Виктор. – Не знала и дама моего сердца, что я еду к ней в гости.
Чтобы не было скучно, я взял попутчика. До границы мы доехали без эксцессов, прошли таможню. В отличие от белорусской стороны, украинская сразу же напрягла количеством людей с оружием. Даже у девушек, оформлявших документы, оно было. Я уже молчу про пограничников с автоматами наперевес. Мы наблюдали за этим и не заметили, как вдруг очередь в пункте пропуска разделилась на две части и все куда-то побежали. Потом мы узнали (местные давно в теме), что для того, чтобы пройти украинскую границу, нужно сначала отстоять одну очередь, потом вторую. И ушлые люди спешат занять в них места. Если ты зазевался – проходишь границу медленнее. Если честно, вся эта игра на опережение неприятна.
После границы мы «уткнулись» в украинские дороги, по которым без боли в сердце можно было ехать максимум 70 км/ч. Мне говорили об этом, но я не верил. Слезы наворачивались. А мне еще «пилить» и «пилить», и ехать 70 – не вариант. Люди говорили, что от Киева до Одессы дорога хорошая. Ага. Сначала я жалел подвеску, но нервы мои сдавали. В итоге после Киева я выбрал оптимальную, но небезопасную тактику – левыми колесами старался ехать ближе к разделительной полосе, чтобы хоть одна сторона ехала по ровному асфальту. Потому что только этот участок оставался таковым. В итоге к месту назначения я приехал с потекшими амортизаторами.
По приезду жутко хотелось спать. Я стал искать комнату на Золотом берегу, чтобы переночевать, но жилье типа курятников, оборудованных для отдыхающих, меня не устраивало. После утомительных и безуспешных поисков мы вышли на знакомую моего попутчика, которая отдыхала здесь. Она предложила поспать у нее. Я согласился и поехал искать платную охраняемую стоянку, чтобы поставить машину и быть за нее спокойным.
Приехав к одной из них, я не нашел расценок. Спросил у охранника, сколько будет стоить оставить машину. Тот спросил, на какой срок. Я ответил, что еще не определился, мне бы поспать, а завтра решу. Пока на сутки. На что последовал ответ «Ну, нет, если бы ты хотя бы на пять суток…». Внятного ответа, почему так, я не услышал, хотя видел, что свободные места есть. В итоге плюнул, припарковался ближе к спуску в море и остался спать в машине.
Отоспавшись, я спустился к воде, искупался, сделал фото, которое отправил даме сердца. Стоит сказать, что после этого она перестала мне отвечать. И тогда я понял, что она приехала отдыхать не с мамой…
Пока ждал ответа, нашел жилье. Думал – ненадолго, а остался на месяц. Когда понял, что роман с той девушкой окончен, познакомился с одесситкой и узнал от нее много интересного.
Одесса – это город, который живет туризмом. Но при этом уровень сервиса везде разный. Копеечного отдыха, если вы хотите, чтобы он был более-менее нормальный, не получится. Если, конечно, вы не против жить в сарае.
Когда я приехал, был тот самый переходный момент, когда ГАИ расформировали и набрали новых, как я их называл, полисменов. Про те ситуации, с которыми мне довелось столкнуться, могу сказать, что отношение стражей порядка ко мне было корректным. Никто не кричал «Я тут закон!» и в таком роде. Служит в основном молодежь. Но, как говорят местные, в полицию понабирали «по объявлениям». Если ты, образно говоря, решишь справить нужду в людном месте, они, конечно, составят протокол, но на что-то более серьезное, увы, не способны. Более того – новая полиция не пользовалась авторитетом. Отсюда и высокий уровень преступности. Криминагенность в Одессе зависит от района, но абсолютно безопасных районов нет, всегда и везде нужно держать ухо востро.
Разъезжая по городу, я останавливался возле патрулей, спрашивал о разном: где машину оставить, а как, а что?.. В одной из таких бесед полисмены рассказали мне о том, как из автомобиля, стоявшего в ста метрах от прокуратуры, украли видеорегистратор, разбив при этом стекло.
Хозяйка комнаты, которую я снимал, рассказала про своего родственника, который несколько лет назад уехал на ПМЖ в Канаду и захотел навестить родные края. Так вот, его ограбили. Да не просто ограбили, а избили, причем били костетом. Отлежав несколько дней в больнице, он написал заявление в полицию, но та не предприняла ровным счетом ничего. Ну, как ничего… Со слов хозяйки, заставили забрать заявление.
Украина была и остается эдаким панибратским государством. Один раз я по ошибке (за листвой дерева не увидел знак) заехал на улицу с односторонним движением. Меня остановили, выписали штраф на 275 гривен, и пока оформляли протокол, мимо нас проехал кабриолет BMW со свесившимися из него и что-то орущими ребятами. Так вот полицейские даже глазом не повели. Будто и не видели ничего.
Но вернемся к моим делам. Первое время я ездил по городу, рассматривал его. Иногда подвозил людей. В отличие от Минска, там очень охотно люди ловят машину «от борта». Причем останавливаются не только таксисты, но и обычные автолюбители. Для меня было непривычно, что пассажиры сами называют цену. Я кивал и вез по навигатору. Стало интересно. Я люблю общаться с людьми, а тут другая страна, другие люди…
Мой автомобиль был оформлен в такси по всем белорусским законам и очень выделялся в общей массе. Ко мне даже подходили таксисты, спрашивали, может, в городе появилась новая служба. У них оклейка такси не предусмотрена вообще. Как, впрочем, и многое другое, что у нас является обязательным.
Немного «побомбив», я решил устроиться в службу такси, при этом осознавая, что на авто с белорусскими «номерами» мне ничего не светит. Но совершенно неожиданно в самой крупной службе Одессы мне сказали «да». У меня попросили только прислать фото автомобиля, сообщить «номера» и контактные данные. Все. Даже машину никто не смотрел. Ну и, соответственно, никого не волновало, что я белорус. В итоге я поставил программу для получения заказов и начал возить людей легально.
Все, что нужно для работы таксистом в Одессе – это плафон и смартфон. Никаких таксометров, СКНО и прочего. Даже врача-механика проходить не нужно. Очень много мобильных приложений по вызову такси, и люди активно ими пользуются. А при дозвоне диспетчеру по короткому номеру срабатывает «отбой» и тут же перезванивают пассажиру, экономя его деньги.
Видя мой автомобиль, все советовали идти в VIP-такси. Потому что состояние одесского таксопарка оставляет желать лучшего. Самые распространенные авто - Chevrolet Lacetti и Daewoo Lanos. Причем каким-то образом украинцы умудряются ездить на нерастаможенных машинах. Я не знаю схем, по которым их ввозят, но они их «доезжают», после чего сдают на металлолом или продают по запчастям.
Один раз я увидел на линии вот этот автомобиль. Помятый и перевязанный скотчем, он возил людей!
Цены на топливо в Одессе в два раза выше, чем в Беларуси. Поэтому там все повально ездят на газу. Если ты таксист на бензиновой машине, ты - дурак. А у меня бензиновая машина. Поскольку цели заработать передо мной не стояло, я относился к этому философски. И да: все, что я заработал, - потратил на топливо.
Цены на такси по белорусским меркам в Одессе ниже плинтуса. Например, поездка с пляжной зоны на окраину прошлым летом стоила что-то около 3 долларов. Но есть, конечно, и свои приколы, о которых – чуть позже.
Поняв, что оставлять машину даже в людном месте небезопасно, я снял комнату в доме с закрытым двориком, куда чужие не заезжают. То, что в одну секунду могут разбить стекло и что-то утащить, – это даже к бабке не ходи. Но это меньшее из зол, т.к. могут просто угнать машину, причем даже с охраняемой стоянки. Смешно сказать, но меня в этом плане спасало СКНО. Куча каких-то девайсов на лобовом стекле наверняка приводила в ступор потенциальных злоумышленников. Ведь никто не знал, что это.
Самое хлебное место в Одессе – это Аркадия. Там гуляет много иностранцев, и за возможность стоять на кругу таксисты платят мзду. Там, как и в Минске, есть своя мафия, с той лишь разницей, что главным в цепочке является… полиция. Со слов таксистов, чем ближе к входу, тем выше такса. Собранные деньги передаются «смотрящему», и если этого не делается или сумма меньше, чем нужно, приезжает наряд и просто запрещает парковку, перекрывая таксистам доступ к телам тех, кто развлекается в Аркадии.
Не желая платить мзду, я на своей приметной машине несколько раз просто медленно проезжал мимо Аркадии. Один раз «зацепил» двух девчат, второй раз никого не взял, отъехал на расстояние, где, как мне казалось, местные «фильтра» меня не достанут, но просчитался. Приехали ребята. Если у нас в такой ситуации начинаются разборки, то те просто тихо «сели на крыло» - стали у моей машины и не дали бы мне «зацепить» пассажира. При этом все происходило молча.
Один раз я приехал на Аркадию отдохнуть. Пока шел обратно, отобрал у «фильтров» клиентку. Я не сразу понял, чем это чревато, удивился тому, что девушка начала называть меня своим знакомым, который предложил ее подвезти. Как выяснилось, этот спектакль был разыгран не просто так. Позже я узнал, что за такие проделки могут не только сильно поколотить, но и машину испортить. Причем, если в Минске ты знаешь, что всегда сможешь вызвать милицию, то тут надеяться не на кого, потому что… ну все поняли. К счастью, меня пронесло.
На Аркадии цены на такси зависят от типа клиентов. Если это иностранец – то это одна цифра. Если иностранец с дамой – другая. Если иностранец «подцепил» украинку – это космос. С иностранцами легко – они цен не знают, 5 долларов для них – не деньги, а уж позорится перед девчонкой, торгуясь с таксистом, они точно не будут.
Один раз я подвозил иностранца. Он попросил поехать в банк, ему нужно было снять деньги, чтобы заплатить за учебу. Я остался ждать его. Он выходит, садится ко мне и начинает считать деньги. Тысяч шесть долларов в общей сложности. Я, конечно, «клацнул» центральный замок, но немного оторопел. Не в той стране сидеть и пересчитывать такую сумму… И тут он протягивает мне пачку – помоги посчитать, говорит. Когда мы все пересчитали, и он убрал деньги в портфель, я сказал, чтобы он никогда больше так не делал.
Как я уже говорил, все деньги, которые заработал, я потратил на заправку. Но получил неоценимый опыт. А еще столкнулся с дешевизной автосервиса. «Реанимировал» задние тормоза: за 4 часа работы мастера заплатил что-то около 13 долларов. Сейчас подумываю над тем, не сгонять ли в Одессу отремонтировать машину (смеется).
Обратно я уже ехал как местный – со скоростью 150 км/ч. Про Одессу понял, что там всегда нужно находиться в тонусе и ждать подвоха, не надеяться на милицию и быть аккуратнее с молодежью. И на всякий случай избегать разговоров о политике и сравнений Украины с другими странами, в том числе и с Беларусью».
abw.by