Минскому такси - 110 лет. С чего все начиналось?
22.08.16 • N0210 • 909 • 0 Сообщить об ошибке
20 августа 2016 года столичное такси отмечает 110-летие со дня своего образования. О том, как начинался частный извоз в Минске.
Известно, что в январе 1913 г. в Минске было два таксомотора — Ford, принадлежавший Е.Р.Арановичу, и Mercedes Неусыхина и Циперовича. Стоянка для такси размещалась у входа в Александровский сквер, рядом с городским театром.
В 1916-м по Минску разъезжали уже шесть такси — Opel, Mercedes, французский Darracq и американские Ford и Oldsmobile.
В советском Минске таксомоторы долгое время оставались экзотикой. Куда более привычными были извозчики — еще в 1930-м их насчитывалось более ста. Однако известно, что в том же году в городе существовали и две стоянки для такси — у здания вокзала и у бывшей гостиницы «Европа». Согласно государственному тарифу 1925 г., такса за поездку равнялась 50 копейкам за версту.
30 июня 1934 г. Мингорсовет получил от завода-производителя 5 новеньких такси ГАЗ-А. Это был пятиместный фаэтон с 40-сильным двигателем, простая и неприхотливая машина. От обычных «газиков» такси отличались только громоздким ящиком таксометра, расположенным рядом с водителем. Стоянки для машин были созданы на вокзале, площади Свободы, у Парка культуры и отдыха и на площади Шмидта. Однако в реальности такси начали выходить на линию только два года спустя.
В 1936 г. был установлен единый тариф для такси по всему СССР: 80 копеек за километр в дневное время; 1 рубль 20 копеек за километр — в дневное время за городом и в ночное время (в пределах города и за городом); 6 рублей — час простоя. Что касается самих машин, то 20 февраля 1938 г. в Минск на смену устаревшим «газикам» прибыли 20 автомобилей ГАЗ-М1, однако таксомоторами из них стали только пять. Кроме них, в городе было также три такси-лимузина ЗИС-101. Никаких отличий от обычных машин, за исключением таксометра и флажка с надписью «Такси свободен», они не имели. Условия поездки, в отличие от открытых ГАЗ-А, в «эмках» и ЗИСах были гораздо более комфортными. Единственная стоянка в городе размещалась на площади Свободы, там же, где она находится и сейчас.
В 1947 г. в Минске был создан автобусно-таксомоторный парк, из которого 16 марта 1954-го выделился таксомоторный. Размещался он на базе 1-го автобусного, на Дачном проспекте (теперь ул. Маяковского), директором стал бывший офицер-танкист Трофим Платонович Дубина.
После войны основные функции такси в СССР перешли к легендарной «Победе» ГАЗ-М20. Такси-«Победы» отличались от обычных машин цветом (белый верх, серый низ; во второй половине 50-х их начали красить в разные цвета), полосой шашечек по кузову, дерматиновой обивкой сидений и «зеленым огоньком».
C 1957 года на машинах появились также радиостанции, что позволяло водителям быстро связаться с диспетчером и выполнить заказ всего за 5-10 минут. На задней стенке кузова указывался номер такси. Такси-«побед» было выпущено 37 492 штуки. В Минске километр проезда в «победе» после денежной реформы 1947 г. стоил полтора рубля. Кстати, это на 50 копеек дороже, чем в других крупных городах СССР.
В начале 50-х в Минске появились и «элитные» такси — ЗИМы и ЗИС-110. Стоимость проезда в них была два рубля за километр (а в Москве, например, — полтора рубля). От обычных, правительственных машин ЗИМ и ЗИС-такси отличались светло-серым цветом (позже появились и черные машины), дерматиновой обивкой сидений вместо велюровой и, конечно, нанесенными в заводских условиях шашечками. В 1961 г. минский таксопарк был разделен на два, и все ЗИМы и ЗИСы были сведены в отдельный филиал. К сожалению, участь этих красивых машин оказалась незавидной: по мере износа их списывали и резали на металл.
В Минске 1950-х стоянки машин находились по следующим адресам: вокзал, гостиница «Беларусь», ГУМ, кинотеатр «Победа», Комаровские развилы, Юбилейная площадь, Сторожевка, парк Челюскинцев, Круглая площадь. Большой популярностью у горожан пользовались и грузовые такси. Стоимость проезда в них равнялась двум рублям за километр. Грузовыми такси в Минске работали ГАЗ-51 и ЗИС-150, кузова которых были оборудованы высокими бортами и скамьями для пассажиров. Верх кабины грузовиков красился в красный цвет, а на дверцы наносились белые шашечки».
Примерно с 1959 года «Победы», ЗИМы и ЗИСы активно вытесняла новая машина-такси — ГАЗ-21 «Волга». Она оказалась достойной наследницей «победы», полностью доминировала на улицах СССР на протяжении 60-х. Стоил проезд в «волге» до января 1961 г. рубль, а после денежной реформы — 10 копеек за километр.
«Волги»-такси окрашивались в разные цвета — от черного до салатового, однако их, как правило, можно было легко вычислить в автомобильном потоке по красной крыше, из-за чего они получили прозвище «красные шапочки». Сначала так красили такси после капитального ремонта, а потом красная крыша стала официальной «формой» «волг»-такси. В художественном фильме «Счастливый человек», герой которого приезжает в Минск летом 1969 г., отлично видно, что вся Привокзальная площадь заставлена только такси-«красными шапочками».
Новое поколение «волг», ГАЗ-24-01, появилось в Минске в начале 1970-х. Цветом для такси был выбран ярко-желтый, на крыше появился оранжевый фонарь с черными шашечками. Позднее, начиная со второй половины 1980-х, появились «волги»-такси разного цвета, от белого до черного, но в следующем десятилетии государственные таксомоторные предприятия вернулись к яркой расцветке — нынешние «волги» окрашены в желтый цвет, близкий к оранжевому. «Волги» продолжают оставаться «официальной» минской машиной-такси, несмотря на то, что они все время претерпевают изменения — в 1986-м появилась модель ГАЗ-24-10 (от предыдущей отличалась черной пластмассовой облицовкой радиатора и поворотными ручками, с бамперов исчезли «клыки»), в 1993-м — ГАЗ-31029, а в 1998-м — ГАЗ-3110. Впрочем, не исключено, что дни «волг»-такси сочтены, так как в декабре 2005 г. производство легковых автомобилей на Горьковском заводе было свернуто.
«Перестройка» и развал СССР нанесли по такси тяжелый удар — цены подскочили в десятки и сотни раз, количество поездок сократилось до минимальных размеров. В Минске появились (впервые с дореволюционных времен) частные такси и такси-иномарки. Однако постепенно, к концу 1990-х, такси нашего города преодолело кризис и теперь представлено целой гаммой служб, чьи телефоны уже стали для минчан привычными — 001,006,007,052,057,084. Работают и государственные фирмы 061 и 081. Однако, по всей видимости, «золотые времена» 1970-х, когда такси пользовались и стар, и млад, уже не вернутся — обычно на стоянках можно наблюдать длинные «хвосты» такси, скучающих в ожидании клиентов.
Сейчас на минских улицах можно встретить такси какой угодно марки. Встречалась даже одна старая «Волга» ГАЗ-21. Но больше всего подержанных иномарок, как правило, 15-20-летней давности. Такси могут быть самых разных цветов, но с 2003 года все минские таксомоторы обязательно несут на борту желтую полосу с шашечками.
www.proftaxist.by