Вплоть до лишения лицензии. Как проверяют Uber и другие сервисы такси и кто там постоянно "косячит"
31.03.16 • N0185 • 2938 • 0 Сообщить об ошибкеБольшинство пассажиров такси использует классический способ вызова машины — по номеру телефона диспетчерской службы. Продвинутые клиенты вызывают машину через интернет-приложения, которых в Беларуси ни много ни мало — девять. Но каким бы ни был способ вызова машины к клиенту, все перевозчики должны выполнять требования закона, уверены в Транспортной инспекции Минтранса. Она за этим и следит, периодически устраивая контрольные закупки. AUTO.TUT.BY посмотрел на одну из них.
— Контрольные закупки проводим еженедельно, и во время каждой проверки попадаются нарушители, — рассказывает начальник управления контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции по Минску и Минской области Дмитрий Пацкевич. — У кого-то нет техосмотра, который автомобили такси должны проходить один раз в 6 месяцев, какой-то водитель не прошел медика и/или механика, где-то не оформлен заказ-наряд на перевозку. Это самые «популярные» нарушения.
Многие замечали, что по вызову могут приехать машины без признаков какой-либо службы такси: у них нет традиционной наклейки на кузове, фонаря с «шашечками» на крыше, желтых номеров. Отсутствие этих атрибутов не всегда означает, что водитель — нелегал. Вполне возможно, что он работает официально — по договору-подряду с фирмой-перевозчиком или ИП. Однако вероятность того, что за рулем может находиться «бомбила», также не исключена.
— Если люди вызывают машину через интернет, в приложении им обычно сразу виден номер автомобиля. Сегодня мы будем вызывать машины с белыми — обычными — номерами (они легко распознаются в приложениях иной комбинацией цифр и букв в знаке), поищем нелегалов. Самые распространенные мобильные сервисы, на которые работают машины с белыми номерами, — Uber, IQ-Taxi и «Просто такси».
Uber Black
Начинают с Uber Black. От бассейна «Трактор» на улице Долгобродской, 37 едем к новому ФОК «Мандарин» на улице Герасименко, 51. Сотрудники инспекции садятся в такси, конечно, в гражданской одежде. А вот в конечной точке маршрута их встретят инспекторы в форме: они проверят у таксиста документы и зафиксируют допущенные нарушения, если таковые найдутся.
Уже при вызове машины через мобильное приложение определяется первое нарушение — номер авто белый.
— Хотя фирмы-перевозчики, которые работают на Uber, утверждают, что они не такси, а аренда авто с водителем и не обязаны иметь желтые номера, отсутствие таковых номеров мы считаем нарушением и выдаем предписание, согласно которому нарушение надо устранить.
Компаниям-перевозчикам, которые сотрудничают с Uber в Беларуси, придется заполнять заказ-наряды, каким бы пережитком прошлого они ни казались IT-сервису, потому что этого требует закон, уверены юристы. Вместе с тем, ссылаясь на законодательные акты, они не согласны с требованием Транспортной инспекции об оснащении автомобилей перевозчиков Uber «желтыми номерами». По словам юристов, следуя логике транспортников, такими номерами следовало бы оснастить почти все транспортные средства, которые перевозят пассажиров хоть иногда: от катафалков до машин, арендуемых на свадьбы.
Транспортники делают новый вызов. Приезжает черный отполированный Mercedes-Benz E-класса, за рулем — Андрей. Водитель забивает в навигационную программу, установленную на смартфоне, адрес доставки. Про заказ-наряд Андрей не заикнулся. Весь путь водитель ехал, держась за руль левой рукой, — в правой был смартфон, на экране которого водитель смотрел маршрут. В конечном пункте инспекторы сразу покинули салон представительского авто — поездка завершена, деньги за доставку списаны с банковской карты заказчика.
— Транспортная инспекция Минтранса. Водитель, передайте для проверки документы, — стучат в водительское стекло два человека в форме.
Андрей не готов к такому повороту событий: мужчина засуетился и схватил пачку незаполненных заказ-нарядов.
— Водитель, заказ-наряд у вас не заполнен, вы должны были до начала поездки заключить договорные отношения с пассажирами, которые сели к вам в машину.
Не меньше 10 минут продолжаются споры водителя и инспекторов, но Андрей все же передает все документы транспортникам.
— Здесь типичные нарушения: у машины нет желтых номеров, и водитель не заполнил перед поездкой заказ-наряд, — комментирует результат контрольной закупки инспектор Артем Еремеев. — За заказ-наряд перевозчик попался впервые, а значит, будет оштрафован только на 0,5 базовой. Только этим бы и обошлось, если бы водитель был поспокойнее и не препятствовал проведению проверки — а это административное правонарушение. Поэтому он получит еще штраф от 10 до 50 БВ — точный размер его определит районный суд.
IQ-Taxi
Инспекторскую машину уже увидели местные таксисты и по рации оповестили своих коллег. Инспекторы переезжают в Серебрянку — к гипермаркету «Гиппо». Однако попытки вызвать машину с белыми номерами по мобильному приложению IQ-Taxi не удаются: таксисты отказываются от заказа.
— Наверное, снова засекли нашу машину и передали всем по рации, — предположил Дмитрий Пацкевич. — Такие случаи — не редкость. Придется снова перемещаться.
Такси инспекторам удалось вызвать только спустя полтора часа на Партизанском проспекте. На этот раз это была белоснежная Skoda Superb.
За рулем — водитель Владимир. Чистый салон, приятная музыка, никаких навязчивых разговоров. В конце поездки Владимир выдал чек. Но в конечной точке инспекторы все же нашли множество нарушений.
Владимир оказался ипэшником, имеющим лицензию на перевозку пассажиров.
— Мы имеем дело с легальным таксистом, который не выполнил целый ряд требований: машина без желтых номеров, нет оклейки на кузове в виде желтых полос и фонаря на крыше, отсутствует полугодовой техосмотр, не пройден механик и медик, нет путевого листа.
На контроль Транспортной инспекции водитель попал впервые, поэтому за некоторые нарушения он заплатит небольшой штраф. А вот непройденный техосмотр считается грубым нарушением и чреват для Владимира лишением лицензии на перевозку пассажиров.
— Вы мне сразу показались подозрительными, поэтому я и включил счетчик, — улыбается Владимир. — За 4 года работы в такси Транспортная инспекция остановила меня впервые. До этого два раза налоговая проверяла, вопросов у них не возникало — налоги плачу исправно… Считаю, что медик и механик — это выманивание денег. Никогда я не проходил их, хотя и знаю, что надо заключать договор на эти услуги. Принципиально этого не делаю и принципиально не получаю желтые номера.
Владимир не расстроился, узнав, что может лишиться лицензии.
— Ничего страшного, вы думаете, я все на такси зарабатываю? У меня еще есть заработки. Кроме того, появляются постоянные клиенты, им не нужны счетчики и чек.
Попытки проверить еще несколько машин в этот день оказались тщетными: по сарафанному водительскому радио быстро распространилась информация, что в городе работают транспортники. Нелегалы залегли на дно, а проверка перенеслась на другой день.
Uber X
Таксисты активизируются вечером. Оно и понятно — люди заканчивают рабочий день и спешат побыстрее разъехаться по своим делам. Около 18.00 вызываем машину из Uber X. На вызов отзывается Кирилл на Skoda Rapid.
Перед началом поездки водитель начал заполнять заказ-наряд, который дал подписать одному из трех пассажиров. В конечной точке — жилом квартале на Юго-Западе — нас встречает машина Транспортной инспекции.
— Несмотря на то, что водитель перед поездкой дал подписать заказ-наряд пассажиру, документ он не заполнил полностью: нет фамилии заказчика, паспортных данных, суммы и другой информации. Это нарушение — все данные надо вписывать перед поездкой и давать один экземпляр документа пассажиру. К тому же на машине нет желтых номеров. Будем составлять акт.
— Заказ-наряд я не успел заполнить до конца, — говорит Кирилл. — Инспекторы меня позвали в машину и отобрали документы. Это несправедливо.
Водитель работает с Uber X с момента его появления на рынке. Жалуется, что все время приходится объяснять пассажирам, «что это за бумажки приходится заполнять перед поездкой и для чего нужны их паспортные данные».
«Просто такси»
До недавнего времени водители могли пользоваться сервисом «Просто такси» бесплатно — он работал в тестовом режиме. Однако для регистрации в системе водителю необходимо предоставить документы, разрешающие перевозку пассажиров. Это значит, что пользоваться программой могут только легальные таксисты.
От кинотеатра «Берестье» транспортники вызывают через «Просто такси» синий Ford. Издалека заметив приближающееся авто, инспекторы вспомнили, что под контрольную закупку этот автомобиль уже попадал — всего полтора месяца назад. Тогда у водителя были нарушения: незаполненный заказ-наряд, треснувшее лобовое стекло — хоть техосмотр был пройден всего за пару дней до проверки, не было желтых номеров.
— Давайте заполним договор, — предлагает перед поездкой водитель.
После оформления необходимых формальностей видавший виды Ford двинулся с места. Всю дорогу было слышно, как под днищем что-то стучало, а каждое переключение передач сопровождалось громким скрипом.
— Помните, техосмотр-то пройден! — перешептываются сотрудники Транспортной инспекции.
В конечной точке выяснилось, что два из трех нарушений, которые были выявлены в прошлый раз, остались и сейчас.
— Когда вы уже стекло поменяете да номера желтые поставите? — интересуется инспектор у хозяина 20-летней машины.
— Деньги собираю, не штрафуйте, — просит водитель. — Я вот заказ-наряд сейчас всегда заполняю, перед каждой поездкой. Научен…
От борта
Проезжая мимо гипермаркета «Простор» на улице Есенина, возле остановки общественного транспорта инспекторы замечают несколько легковых автомобилей, обозначенных фонарем с «шашечками».
— Нелегалы, — предполагает один из транспортников. — Проверим? Но можем задержаться на пару часов — нередки случаи, когда нелегалы бросают машину и убегают, приходится ловить с милицией.
Такие действия водителей понять можно — за нелегальный извоз можно лишиться машины.
Оказалось, на остановке стоит старый знакомый инспекторов: один из тех, кто когда-то закрывал машину и бросался прочь от проверяющих. Около полугода назад за нелегальную перевозку пассажиров этому водителю пришлось заплатить более 7 млн рублей штрафа. В его Peugeot 306 инспекторы и садятся. Но сюрприз: в машине кассовый аппарат, перед поездкой водитель предложил заполнить договор, а в конечной точке выдал на руки кассовый чек.
Выяснилось, что бывший нелегал стал работать официально: оформился по договору подряда к перевозчику на своем автомобиле. Нарушения у него все же нашлись: непройденный полугодовой техосмотр и отсутствие желтых номеров, но штрафные санкции в этом случае будут применены не к водителю, а к фирме-перевозчику.
— На фирме сказали, что желтые номера и техосмотр мне не нужны, ведь я работаю как аренда авто с водителем, — рассказал Юрий. — Кстати, там, возле «Простора», за мной стояла машина, вот он был нелегал, так что я его спас…
В 2015 году инспекторы выявили 4000 нарушений белорусскими таксистами, лишены лицензий было 232 предприятия. За два месяца нынешнего года лицензии на перевозки пассажиров лишились 18 фирм.
AUTO.TUT.BY