Такси в стиле uber
24.02.16 • N0183 • 926 • 0 Сообщить об ошибкеГлобальных перемен и потрясений на рынке пассажирских перевозок не было со времен чемпионата мира по хоккею-2014, который давно стал историей. Тогда, в преддверии спортивного праздника и наплыва гостей, городские власти планировали навести порядок в сфере таксоперевозок, в то время как сами таксисты рассчитывали на рост тарифов и грозились работать «от борта». Некоторое время ситуация на рынке была спокойной. До тех пор, пока в страну не пришли новые технологии в лице сервиса Uber. Так уж получилось, что он обнажил множество старых и давних болячек.
Таксисты негодуют: Uber отбирает их хлеб. Взывают к разуму властей и налоговых органов и предрекают сервису недолгую у нас жизнь. Суть претензий минских таксистов: дескать, на рынке появился конкурент, который не уплачивает дважды в год дорожный сбор и налоги, не платит абонплату диспетчерам и не нуждается в таксометрах. При этом он отхватил немалый кусок пирога благодаря не слишком высоким тарифам. Городские власти обещали все проверить и разобраться по справедливости. Попытаемся непредвзято взглянуть на ситуацию и мы. Для этого достаточно просто побыть потребителем услуг. Путь с улицы Шугаева в Уручье до Кальварийской занимает примерно 25 минут при отсутствии заторов и пробок. Отправляюсь по этому маршруту с Александром М., водителем службы такси 7788. Признаться, девятилетний Nissan выглядит чисто, водитель опрятный, в салоне приятно — ни грязи, ни запаха табака, ни громкого шансона. Время в пути коротаем за беседой, которую сама же и начинаю. Делюсь впечатлениями: мол, на площадке такси возле крупного гипермаркета который день слышу горячие споры, приправленные крепкими ругательствами, — так водители выражают свое отношение к сервису Uber. — Скажу честно, все эти разговоры пустые, — откровенничает Александр. — Ни один из моих коллег, кого я знаю, не живет плохо и бедно. Более того, несмотря на официальный тариф, который уже давно держится на уровне 5500 рублей за километр, редкий водитель совершит минимальную поездку за 35 тысяч (18500 — посадка + 3 км. — Прим. авт.). Обычно меньше чем за 50 тысяч машина даже не сдвинется с места. Так что считайте, что чаще всего реальная цена километра стоит не менее 10 тысяч. Ну а что касается Uber, думаю, клиентов на всех хватит.
Разумеется, чтобы заработать чистыми за один день 1,2—1,5 миллиона, рядовому таксисту нужно провести за рулем немало часов. Кроме того, клиенту стоит понимать: поездки без включенного счетчика и чека — дело довольно привычное. Впрочем, водителя я сразу предупредила: едем по «белой» схеме. В итоге за 14 километров дороги отдала 95500 рублей. Без чека поездка обошлась бы мне примерно в 150—160 тысяч. На следующий день ради чистоты эксперимента отправляюсь от здания редакции (ул. Б. Хмельницкого) к одной из гостиниц на проспекте Победителей. Виталий на Peugeot из службы 135 довез аккуратно, быстро и посчитал километраж по честному тарифу — 5500. Правда, без включенного таксометра накинул сверху лишние полтора километра.
В выходной день вызываю машину UberBlack к кинотеатру на улице Романовская Слобода. До ул. П.Панченко (Сухарево), а это одиннадцать километров, на годовалой Audi Q5 доезжаем за 15 минут. К слову, итоговая сумма поездки складывается из стоимости подачи автомобиля, цены за километр и за минуту в пути. В итоге дорога обошлась бы в 185 тысяч рублей, но для клиентов, которые впервые установили приложение, действует бесплатный промокод на поездку до 250 тысяч рублей. Кстати, приложение удобно тем, что, задав адреса маршрута, можно увидеть конечную стоимость поездки. Для сравнения: такая же поездка на более бюджетном UberX обошлась бы в 96,3 тыс. рублей, на такси — 79 тыс. (по официальному тарифу) или 128 тыс. («от борта»).
Директор компании-партнера сервиса Uber «Белеврорент» Дмитрий Неверкевич объясняет принципиальный момент: Uber — это не такси. Это IT-технология, с помощью которой клиент, установивший соответствующее мобильное приложение Uber, может взять в аренду автомобиль с водителем.
— Схема работает белее белого, — говорит Дмитрий. — Здесь абсолютно исключены поездки «от борта», а в электронном виде хранится полная информация о поездке: маршрут, стоимость, время, фотография водителя, данные перевозчика. Безналичные платежи исключают любые возможности обойти официальные тарифы. Таксисты упрекают Uber в том, что сервис работает с ними в неравных условиях. Возможно, они не знают, что налоговая нагрузка на один автомобиль нашей компании в три раза превышает нагрузку на любую машину городского такси.
Эксперт признает: за короткое время в Беларуси удалось быстро и безболезненно предоставить альтернативу обычным таксоперевозкам, которые долгое время пытались как-то упорядочить и стандартизировать. Кроме того, сотрудничество с Uber позволило компании создать более 100 рабочих мест, притом что в работе с сервисом задействованы около 30 автомобилей из двухсот машин автопарка. Прозрачность схемы, несмотря на то, что технология для Беларуси была новая и неизвестная, оценили и в Министерстве по налогам и сборам, и в Нацбанке. Хотя со стороны транспортников периодически звучат пожелания повесить на машины, работающие с сервисом Uber, желтые номера. Компании-партнеры и индивидуальные предприниматели, работающие с технологией, объясняют: такой подход их не совсем устраивает. По той причине, что это попытка уравнять подобные машины с автомобилями с шашечками, которыми они не являются.
Еще один упрек людей, далеких от технологии: мол, Uber не несет никакой ответственности перед пассажиром. Действительно, совсем недавно сервис обновил пользовательское соглашение по всему миру, где прописал, что транспортной компанией не является и не отвечает за перевозки и что ответственность компании не будет превышать 500 евро за любые убытки.
— Вы поймите, это совершенно нормально! Согласитесь, глупо требовать компенсации, например, с сотового оператора за то, что с вашим мобильным телефоном что-то случится, — объясняет Дмитрий Неверкевич. — Вся ответственность лежит на перевозчике: на компании-партнере сервиса или индивидуальном предпринимателе, который сотрудничает с Uber. А все партнеры обязаны иметь регистрацию, лицензию на перевозки и страховку ответственности перед пассажиром. Все эти расходы, а также затраты на штатного медика и механика мы несем.
На известном форуме белорусских таксистов сейчас жарко: тема Uber и тарифов — самая актуальная. Форумчане не скрывают возмущения, ветки форума пестрят гневными и бранными откликами. Uber называют здесь нелегальным извозчиком и предрекают скорую смерть на рынке. Правда, такой шум больше напоминает застоявшееся болото, перемен в котором не было очень давно. Возможно, именно приход новых технологий положит начало реформации сферы таксоперевозок.
ЦИФРЫ
На прошлой неделе UberBLACK повысил тарифы на перевозки: теперь подача премиального автомобиля обойдется в 60 тысяч (ранее 45 тысяч), стоимость километра поездки увеличилась с 7000 рублей до 8500, цена за минуту поездки выросла с 1250 до 2200 рублей. Стоимость минимальной поездки по городу составит 80 тысяч рублей. Тариф на поездки в Нацио-нальный аэропорт Минск — 600 тысяч рублей. При этом подача UberX (седаны малого класса не старше пяти лет) стоит 27 тысяч рублей. Стоимость 1 километра пути — 5,7 тысячи, а 1 минуты поездки — 600. Как и в случае с UberBlack, последние две суммы не взаимоисключающие.
МНЕНИЕ
Игорь ВЕРХОВЕЦ, председатель правления ассоциации «Столичное такси»: — После поднятия тарифов на услуги UberBlack настроения таксистов смягчились, хотя стоит понимать: водители «бастовали» не против цен, а против того, что с ними конкурируют в неравных условиях. Разумеется, при нынешнем курсе валюты, стоимости техобслуживания и цене дорожного сбора таксистам было бы логично поднять тарифы на перевозки. Но логика не всегда работает на этом рынке: к сожалению, есть несколько крупных служб, которые откровенно демпингуют. Более того, они привязывают стоимость своих услуг к курсу доллара, а потому серьезно увеличивается разница между доходом водителей и расходами, которые они несут. Некоторые службы подумывают о том, чтобы повысить тарифы на перевозки, но на этом рынке все друг от друга зависят. И одностороннее повышение цен приведет к оттоку клиентов.
Автор публикации: Полина КОНОГА