Cамый гуманный суд
05.01.16 • N0182 • 778 • 0 Сообщить об ошибкеБез медосмотра, без путевого листа
На состоявшемся в Бобруйске выездном заседании областного экономического суда рассмотрены представленные Могилевским филиалом Транспортной инспекции материалы в отношении четырех нарушителей транспортного законодательства.
7 декабря специалистами регионального отдела Транспортной инспекции по городу Бобруйску установлен факт перевозок пассажиров автомобилем-такси без проведения предрейсового контроля его технического состояния. Кроме того, индивидуальный предприниматель А. не прошел медицинского обследования, что считается административным правонарушением.
Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные Постановлением Совета Министров РБ от 30 июня 2008 г. № 972, обязывают перевозчика перед началом работы обеспечить прохождение водителем медицинского осмотра и проверку технического состояния транспортного средства с обязательной отметкой в путевом листе. В статье 34 Закона РБ «О дорожном движении» указано: «В целях обеспечения безопасности движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских обследований водителей, принадлежащих им механических транспортных средств и самоходных машин». Пунктом 124 главы 12 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 1.09.2010 № 450, определены грубые нарушения законодательства о лицензировании, в том числе непрохождение водителями предрейсовых и иных медицинских осмотров.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях ИП А. привлечен судом к административной ответственности в размере 10 базовых величин (1800 тыс. рублей).
В тот же день во время оперативной проверки такие же нарушения выявлены сотрудниками Транспортной инспекции и у ИП Г. Кроме того, автомобиль-такси не был должным образом оформлен и эксплуатировался без путевого листа с нарушением сроков прохождения государственного технического осмотра. Водитель пояснил, что в этот день он не собирался перевозить пассажиров. Однако суд не принял это объяснение во внимание, так как налоговой инспекцией у него была произведена контрольная закупка в виде перевозки пассажиров на сумму 50 тыс. рублей. Учитывая смягчающие обстоятельства, штраф составил 15 БВ (2700 тыс. рублей).
1 декабря на автодороге Р93 сотрудниками инспекции установлен факт перевозки пассажиров из Могилева в Бобруйск индивидуальным предпринимателем Д. на автобусе, переоборудованном с нарушением законодательства. В салоне транспортного средства к 14 сиденьям, предусмотренным заводом-изготовителем, было дополнительно установлено еще четыре. Это является нарушением п. 194 главы 26 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ № 551. За указанные действия в соответствии со статьей 12.7 ч. 1 КоАП ИП Д. привлечен к административной ответственности в размере 10 БВ (1800 тыс. рублей).
26 ноября сотрудниками Транспортной инспекции проверен автомобиль «Ивеко» с полуприцепом «Шмитц», принадлежащий ИП Е., который перевозил груз из Российской Федерации в Республику Беларусь. Установлено, что транспортное средство эксплуатировалось без проведения государственного технического осмотра. В ходе судебного разбирательства Е. пояснил суду, что у него отсутствовали средства на оплату прохождения гостехосмотра. За грубое нарушение транспортного законодательства водитель привлечен судом к административной ответственности в размере 10 БВ (1800 тыс. рублей).
Без сомнения, указанные нарушения совершены умышленно и вызваны желанием получить личную выгоду. Впрочем, суд принял во внимание, что упомянутые лица привлекаются к административной ответственности впервые. Можно сказать, перевозчики отделались легким испугом, поскольку по ст. 12.7 ч. 1 КоАП максимальный размер штрафа предусмотрен в размере до 200 БВ.
Пользуясь случаем, заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Могилевской области Михаил Негипов проинформировал приглашенных на заседание суда руководителей юридических лиц и ИП об изменениях в законодательстве и лицензировании транспортной деятельности. Внимание перевозчиков обращено на необходимость правильного и полного оформления нарядов-заказов при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.
А есть ли ТТН?
Со второй половины 2014 года участились случаи привлечения к административной ответственности перевозчиков из-за незнания действующего законодательства.
В порядке предупреждения возможных нарушений судья Алла Плиско рассказала присутствовавшим грузоперевозчикам о практике применения транспортного и административного законодательства и нарушениях в сфере транспортной деятельности. Среди часто выявляемых – транспортировка товаров без соответствующих документов. Статья 12.17 ч. 4 КоАП предусматривает помимо основного взыскания в виде штрафов в размере от 30 до 50 БВ, налагаемых как на перевозчика, так и на грузоотправителя, возможность конфискации или взыскания стоимости перевозимого товара.
В соответствии с законодательством любая предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и под свою финансовую ответственность. Бытует мнение, что при международных перевозках достаточно только CMR-накладной.
В соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в Женеве 19 мая 1956 года, обязанности по правильному оформлению грузосопроводительных документов и их полноте возлагаются на грузоотправителя. Статья 8 Конституции РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права.
В то же время белорусским законодательством определено, что при этом виде перевозок из Российской Федерации обязательно наличие еще и товарно-транспортной накладной. Примерно половина международных перевозчиков грузов, привлеченных судом к ответственности, имели неприятности именно по причине отсутствия ТТН или некачественного ее заполнения.
Есть и случаи привлечения транспортников к ответственности из-за отсутствия у них фитосанитарных или ветеринарных сертификатов на перевозимую продукцию, подлежащую сертификации. На некоторые ее виды требуется наличие у обоих документов. К примеру, на шрот необходимо иметь фитосанитарный сертификат, а на шрот гранулированный еще и ветеринарный. Подобные нюансы должны знать не только грузоотправители, но и перевозчики.
Заказчик, а не перевозчик
По непонятным причинам ответственность в размере стоимости перевозимого товара, предусмотренная КоАП за отсутствие и неправильное оформление грузосопроводительных документов, как правило, возлагается не на грузоотправителя, а на перевозчика. В результате стоимость взыскивается с него.
Убеждение, что наказанный и виновный – это не всегда одно и то же лицо, появилось вследствие подобных судебных решений. Нередко цена товара оказывается выше стоимости транспортного средства. Многократно превышая выручку от перевозки, она порой составляет миллиарды рублей. Хотя перевозимый товар перевозчику не принадлежит, суды вместо конфискации товара взыскивают его стоимость с перевозчика.
В статье 41 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» говорится: «Если законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и т.п.), заказчик автомобильной перевозки груза обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, автомобильному перевозчику вместе с транспортным документом. Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов». К сожалению, еще не было случая, чтобы Верховный суд отменил решения региональных экономических судов о взыскании с перевозчика стоимости перевозимого товара.
Следует отметить, что предложенные Минтрансом изменения и дополнения направлены на защиту прав автомобильных перевозчиков и исключение случаев необоснованного привлечения к ответственности за отсутствие или неправильное оформление грузосопроводительных документов. Закон дополнен положениями, в соответствии с которыми в обязанность грузоотправителя вменено обеспечение автомобильного перевозчика должным образом оформленными документами и вся полнота ответственности за их непредставление в полном объеме возложена на грузоотправителя. Одновременно исключена обязанность перевозчика проверять правильность оформления грузосопроводительных документов. Можно надеяться, что после принятия дополнений и изменений в закон будет откорректирован и КоАП.
transport-gazeta.by