Сам себе контролер
14.11.15 • N0177 • 887 • 0 Сообщить об ошибкеА счетчик крутится?
Присоединяюсь к проверке в 9 часов. К этому времени сотрудники отдела контроля транспортной деятельности Брестского филиала Владимир Бонецкий и Владимир Артеменко уже составили один акт по факту нарушения – невключение таксометра в автомобиле, который перевозил пассажира. По правилам счетчик должен работать с начала поездки.
В разрезе выявляемых правонарушений, по словам Владимира Артеменко, такое встречается редко. Гораздо чаще оказывается, что у таксистов нет какого-либо из нужных документов.
Это, пожалуй, не значит, что брестские водители такси ревностно блюдут букву закона в части работы таксометра. Просто связь с помощью технических средств – от рации до мобильного телефона – налажена очень хорошо. Остановили одного – и через пару минут многие знают, что таксометр лучше включать. А вот нужные документы сделать вряд ли успеют. Потому контролировать, работает ли счетчик, логичнее всего именно пассажирам. А часто ли они требуют чек?
…Вспоминаю свою последнюю поездку в такси. Кстати, к выбору службы отношусь ответственно – смотрю в интернете цены и отзывы. Правда, те и другие не всегда соответствуют действительности: конкуренты норовят написать друг на друга поклепы, а ценовая политика иногда настолько запутанная и непрозрачная, что после озвучивания суммы в конце поездки можно сильно удивиться.
Так вот, мне нужно было довезти домой с вокзала тяжелую сумку. Позвонила в службу и вызвала машину – специально не брала такси, которые дежурят почти у перрона: однажды довелось проехать за такую астрономическую сумму, что теперь, как говорится, дую на воду. Машина приехала через 10 минут, как и обещал диспетчер. Большое, комфортное авто, обходительный водитель, который помог поставить в салон сумку и потом поднес ее до самой двери... Но чека не дал. А мне как-то неудобно было потребовать. Может, потому что он улыбался. Или потому, что помог с вещами. Не дал, а я и не попросила, заплатила без вопросов.
Сегодня на такого водителя составили акт. Он был первым, кого остановили, и, видимо, не ожидал, что попадется. Остальные нарушения дня – как раз отсутствие документов. Например, пассажирской страховки. Молодой человек, водитель такси, которое работает под маркой одной из самых популярных служб города, долго искал нужный документ в папке, а инспекторы терпеливо ждали. Мало ли, вдруг он просто затерялся – бумаг-то много, можно сразу нужную и не найти, тем более что на этой машине работают три человека. Однако вскоре водитель развел руками. Составили акт, от объяснений таксист отказался, но повестку получил и расписался. Пока проводили процедуры, со стоянки улетучились все такси. И этот молодой человек ведь тоже собирался уезжать, но его вовремя остановили.
Пока на портативном принтере прямо в машине инспекции печатались документы, водитель показал огнетушитель и аптечку. Проверили сроки того и другого и состав медикаментов – все в порядке. Таксист не возмущался, как это часто бывает, спокойно ждал, отвечал на вопросы.
Совсем иная картина – с другим нарушителем. Он и руками размахивал, и грозил мифическими «хозяевами». Но ничего, конечно, не добился. За соблюдением буквы закона Транспортная инспекция следит беспристрастно, как бы тяжело это ей ни давалось. Ведь в том – залог безопасности людей и чести службы.
Спрос есть
В городе немало служб такси и тех, кто оказывает услуги по перевозке – проверять есть кого. Даже удивительно, ведь общественный транспорт в Бресте разнообразен: для пассажиров работают и автобусы, и троллейбусы, и маршрутные такси. Разве что метро и городских электричек нет. Конечно, пассажиры любят сетовать на общественный транспорт, но, объективно говоря, ситуация совершенно не патовая. Все работает, вводятся новые маршруты, увеличивается количество единиц транспорта, в том числе, личного. Но такси все же актуальны – меньше их не становится, появляются новые службы. В чем секрет народной любви?
Читала где-то шутку, что за ту сумму, которую надо тратить на хорошую машину (покупку, сервис, топливо), можно всю жизнь в случае необходимости ездить на такси. А что, мысль хорошая: переживать за состояние авто не надо, ежедневно тратиться по мелочам тоже. Знай себе – катайся на заднем сиденье с личным водителем. Да и во многих ситуациях такси незаменимы: когда поздно ночью приезжаешь на вокзал и нужно попасть домой или, наоборот, рано утром – к поезду, например. Либо если необходимо срочно переместиться из одной части города в другую.
Зимой, делится наблюдением один из водителей такси, остановленного Транспортной инспекцией, люди часто нуждаются в услугах по перевозке тяжелых вещей на сравнительно небольшие расстояния. Да и мерзнуть на остановке в ожидании последнего рейса хочется не всем. Так понемногу и набирается клиентура такси. У многих, кого проверяли в этот день, к 12 часам уже было по пять-семь поездок в путевом листе.
Деньги, карта? Два мнения
Когда мы подъезжаем к брестскому автовокзалу, где находится стоянка автомобилей-такси, из машин выходят все водители и получается спонтанное собрание. Пока сотрудники инспекции проводят проверку, таксисты обсуждают наиболее актуальный для них вопрос – обязанность иметь терминалы безналичного расчета, которая должна быть введена с начала следующего года. Причем мнения звучат полярные: от того, что это неудобно, до того, что, наоборот, гораздо лучше. В разговор вступает пассажир, который подошел заказать такси:
– Оплата картой – это современность. Я езжу за границу в основном только с картой и без проблем все оплачиваю. А у нас много где нужны наличные деньги, которые не всегда есть в кармане.
Мнение пассажира понятно: он стремится к максимальному удобству. А для таксиста оплата по терминалу – это в том числе ограничение возможностей положить некую сумму в свой карман...
Недавно услышала новость о том, что в столице начал работу новый сервис вызова такси. Функционирует он так: с помощью приложения на мобильном телефоне вызываешь такси, платишь через интернет-банкинг и ставишь перевозчику оценку. Напрямую между пассажиром и водителем фактически вообще не производится никакого расчета: карта привязывается к приложению, и после поездки с нее списываются деньги. Получается, что формально водитель подвозит человека, который ему ничего за это не платит, поскольку факта передачи денег нет. А как это регулировать законодательно? Большой вопрос.
В этой ситуации сталкиваются позиции не пассажира и перевозчика, а пассажира и контролирующих органов. Пользователь услуг подобных сервисов хочет иметь доступ к удобствам, которые они предоставляют, но не всегда задумывается, насколько перевозчик выполняет требования закона. С одной стороны, пассажир ищет для себя выгоду, с другой – по собственной воле отказывается от законодательных возможностей охраны своих интересов.
Кстати, о них. Я описала сотрудникам инспекции ситуацию с вежливым водителем, который не дал мне чек, но поднес сумку к дому. Спросила, как поступать в таких случаях. Мне объяснили: если таксометр не был включен, можно потребовать заплатить только за вызов. Таксист обязан выбить чек с минимальной суммой. И скоро возможность использовать этот совет подвернулась. Мне снова попался нерадивый таксист, который по окончании поездки назвал сумму, но не хотел давать чек. В итоге я заплатила на 20 тысяч меньше, а он, разочарованный, поехал по следующему вызову. Если бы каждый пассажир так делал, возможно, серых махинаций было бы гораздо меньше.
Итоги
В рамках комплекса контрольных мероприятий «Перевозка пассажиров автомобилями-такси» филиал Транспортной инспекции по Брестской области провел 23 внеплановые тематические оперативные проверки и четыре контрольные закупки. Выявлено 26 нарушений, из них:
– перевозка пассажиров с выключенным таксометром – 4;
– отсутствие путевого листа – 2;
– допуск транспортного средства к участию в дорожном движении без прохождения гостехосмотра – 2;
– отсутствие у водителя необходимых документов – 7;
– отсутствие отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра – 1;
– отсутствие отметки о контроле техсостояния автомобиля перед выездом на линию – 1;
– выполнение перевозки пассажиров без госрегистрации и наличия специального разрешения (лицензии) – 1;
– транспортное средство оформлено в нарушение требований СТБ 1389-2003 – 6;
– нарушение требований СТБ 914-99 (цвет номерных знаков) – 2.
Составлено 13 актов ВТОП, шесть – материально-технического характера, четыре – контрольной закупки. Оформлено также 22 административных дела. Общая сумма взысканных штрафов составила 3 млн 870 тысяч рублей. Кроме того, Транспортной инспекцией направлено четыре сообщения в ИМНС РБ и одно – в ГАИ УВД Брестского облисполкома для принятия решения по их компетенции.
transport-gazeta.by
Марта МАРТЫНЮК