Если цены смешные, то и качество - обхохочешься. Изучаем столичные службы такси
17.09.15 • N0172 • 1249 • 0 Сообщить об ошибкеРыба ищет, где глубже, а человек - где лучше! Известная пословица как никак лучше иллюстрирует сегодняшнее экономически нестабильное время, когда желающих работать в такси становится все больше, а тех, кто желает потратиться на услуги перевозчика, - на порядок меньше. И, кроме того, участники таксомоторного рынка, играющие не по правилам, начинают вовсю править бал. Как сегодня живется столичным службам такси, в каких условиях возможна добросовестная конкуренция и почему так важно заботиться о качестве сервиса – Автомалиновка разбиралась в тонкостях сферы услуг минских перевозчиков, а помогал нам в этом эксперт - председатель правления транспортной ассоциации «Столичное такси» и руководитель столичной службы
За 5500 рублей проехать не получится
Нелегальные таксисты берут втридорога, и порой попытка договориться с ними о стоимости поездки превращается в настоящий квест с кошельком. Но зачем отдавать большие деньги таксисту у обочины, когда легальных извозчиков в Минске предостаточно, и тем более работающих по заранее известным тарифам. К примеру, в службе такси 107 «СИАвто» стоимость 1 км пробега в городе составляет 5500 руб., а за городом – 8900. В «Алмазе» 7788 тариф по городу насчитывает те же 5500 рублей за километр, за чертой города – 8400 рублей. В такси 135 «Столица» – 5900 и 8900 соответственно. А вот относительно молодая служба такси 7500 «Пятница» предлагает несколько отличные от коллег тарифы: в городе – 7500 руб., за городом – тоже 7500 (спецпредложение), но при этом час простоя оценивается в 75 тысяч руб., а посадка – в 60 тысяч руб., то есть выше, чем у других.
В настоящее время, по официальным расценкам, километр пути на легковом автомобиле в Минске варьируется от 5500 до 7500 тысяч руб. Однако нужно понимать, что стоимость поездки формируется с учетом 1 км пробега, простоя, посадки и абонирования (плата за посадку и минимальный проезд – 3 км). К примеру, добраться из Малиновки до ЦУМа (12 км) на такси «135» можно примерно за 99 тысяч руб. Предварительный расчет стоимости поездки включает абонирование (40 000) и количество километров в пути (оставшиеся 9 км *5900) – итого получается примерно 99 тысяч рублей. Правда, система предупреждает, что окончательный расчет производится все-таки по показанию таксометра и с учетом простоя (на светофоре и в пробках).
Но если вам нужен минивэн, VIP-такси или трансфер в аэропорт, то стоимость таких машин выше обычных «легковушек». К примеру, если заказать трансфер в такси «107» (автомобили среднего класса), то следует приготовить около 300 000 - 530 000 руб. (8 900 руб./км.). А в случае, если, к примеру, с вами будет еще и ребенок, то лучше всего заранее предупредить об этом диспетчера службы – детские автокресла присутствуют практически во всех минских таксопарках, но в очень ограниченных количествах. Так что, если специального удерживающего устройства не окажется в свободном доступе, придется звонить в другую службу, либо позаботиться о приобретении собственного автокресла.
На сегодняшнем рынке таксомоторных услуг работают фирмы-перевозчики, индивидуальные предприниматели и так называемые «нелегалы». И если последние берут цены «из головы», то два первых игрока работают по тарифам, которые устанавливают фирмы-перевозчики, выдающие лицензию. Хотя подобная система исправно функционирует лишь на базе компаний, имеющих диспетчерскую поддержку, через которые они и получают заказы. «Случается, пассажир проезжает определенное расстояние, а в итоге набегает совершенно не та сумма, на которую он рассчитывал. Это значит, что вам посчастливилось сесть в такси индивидуального предпринимателя, который тоже имеет лицензию, автомобиль с желтыми наклейками, но вправе производить расчеты за поездку и устанавливать тарифы по собственному усмотрению»
«Демпинговать – это нечестно. Конкурировать нужно качеством услуг»
Игорь Верховец пояснил, что тариф складывается, прежде всего, из средней заработной платы водителя, издержек на техобслуживание, затрат на топливо, страховок и налогов. Есть понятие себестоимости поездки, которая подразумевает под собой холостой пробег, стоимость топлива, амортизацию авто, зарплату водителя и любые затраты на обслуживание машины. Конечно, служба такси может обновить автопарк или, например, оборудовать автомобиль точками доступа Wi-Fi и ввиду этого или по другим причинам повысить тарифы, но если конкуренты будут держать низкие цены, то ей придется пойти на попятную – иначе сбегут даже самые верные клиенты. «Любая деятельность должна быть в первую очередь рентабельной. Если конкуренты в борьбе за клиента сдерживают цены, то доходы остальных перевозчиков нередко устремляются в сторону минуса, что, естественно, неправильно. Так что сейчас именно конкуренция является самым мощным внешним фактором, оказывающим влияние на цены в сфере таксомоторных услуг»
«В советское время таксомоторные компании приравнивали тариф к четырехкратной стоимости проезда в общественном транспорте или стоимости одного литра 92-ого бензина. По сегодняшним меркам, это было бы 18 тысяч и 11100 тысяч рублей соответственно. Теперь же тариф составляет в среднем 5500 рублей за километр - это связано с конкурентной борьбой и отражается на качестве услуг, - рассуждает директор такси 107. - Если компания-перевозчик не в состоянии предложить достойный уровень сервиса и устанавливает цены заведомо ниже рыночных, работая себе в убыток, значит, она недоплачивает налоги. Под влиянием кризиса и возросшей конкуренции попытки демпинга (продажа услуг ниже себестоимости) уже не редкость: некоторые службы такси действительно начинают снижать тарифы, пытаясь переманить на свою сторону как можно больше пассажиров, и делают это в ущерб конкурентам и государству. Ведь остальные участники рынка вынуждены тоже держаться низких цен, чтобы не потерять последнего клиента, и доходы таксистов в этом случае рискуют и вовсе скукожиться до нуля. А государство, в свою очередь, недополучает налоги. И, кстати, даже в областных центрах тарифы больше, чем в Минске, - там шагают в ногу со временем и в большей степени склонны к добросовестной конкуренции».
В такси должно быть все прекрасно: и машины, и водитель
Считается, что машины в такси должны быть практичными, просторными и приспособленными для маломобильных пассажиров. При этом желательно, чтобы автомобиль был недорог в обслуживании, а также удобен в эксплуатации и ремонте. Сегодня наблюдается тенденция, когда таксомоторные компании постепенно лишаются собственного автопарка по соображениям рентабельности бизнеса и привлекают к работе таксистов с личным и не всегда хорошим экипажем. «Водители стараются брать более экономичные автомобили, с недорогим обслуживанием и дешевым ремонтом, что тоже является последствием низких тарифов. Если раньше таксист менял автомобиль раз в 1-2 года, то теперь – примерно каждые десять лет. Впрочем, новый автомобиль не всегда значит безопасный. К примеру, Lada Kalina последних выпусков в разы уступает по качеству и безопасности тому же MercedesС-класса 2000 годов. Или руководство службы «Такси Алмаз 7788» купило партию новых автомобилей - белорусский седан Geely SC7, что обусловлено, скорее всего, поддержкой отечественного производителя и бюджетной ценой на него. Однако мне не очень нравится качество производимых ими моделей. Один автомобиль-такси пробегает вплоть до 10 тысяч км в месяц – и здесь нужны выносливые «лошадки»
Неудивительно, что иной раз в столичном потоке встречаешь таксистов и на потрепанных «Пассатах», и на видавших виды «Мерседесах», и даже эксклюзивных, хоть и за редким исключением, старых «Волгах».В то время как столичные таксисты продолжают ездить на многолетних машинах и опустошать кошелек затратами на бензин, брестские коллеги активно пересаживаются на машины-гибриды, позволяющие существенно сократить расходы на топливо.
«Одно дело, когда фирма-перевозчик обновляет собственный автопарк за счет гибридов с целью защиты окружающей среды или экономической выгоды. И совсем другое – когда к нам приходят водители с имеющимся личным средством передвижения и пока не готовы делать акцент на экологическое такси», - говорит Игорь Верховец. По поводу возраста или класса автомобиля, работающего в области таксомоторных перевозок, в настоящий момент нет никаких законодательных ограничений. Главное, чтобы транспорт проходил техосмотр дважды в год и визуально оценивался перед каждым рейсом.
Как правило, распознать легального таксиста не очень сложно – с помощью бортовых наклеек с указанием короткого номера службы и юридических реквизитов перевозчика, а также «плафона» с шашечками на крыше авто. И, конечно, обязательные атрибуты внутреннего «оборудования» такси: таксометр (используется для автоматического отсчета платы за проезд и обеспечивает автоматическую выдачу чека и контрольной ленты) и кассовый аппарат.
Единственный таксометр, соответствующий на сегодняшний день требованиям законодательства и действующим стандартам на кассовое оборудование, - это «БелТАКС». Абсолютно все автоперевозчики, работающие на поприще легального извоза, обязаны отдавать предпочтение исключительно белорусской фирме-производителю. Его стоимость колеблется в размере примерно 4,5 млн. рублей. К слову, ответственность за приобретение «БелТАКСА» лежит на плечах перевозчиков как в лице индивидуальных предпринимателей, так и фирм, выдающих лицензию. В последнем случае водители-таксисты могут принимать участие в оплате электронного устройства – все зависит от того, каким образом этот вопрос решается внутри каждой компании. И не стоит забывать, что, если водитель работает без таксометра и не выдает чек, клиент вправе не платить за поездку. Если такое случается в реальности, следует обратиться к руководству службы такси, в которой работает водитель, либо непосредственно в транспортную инспекцию или налоговую, где наверняка разберутся, почему таксист не удовлетворяет требования пассажира.
Дешевые тарифы не оправдывают хамоватого водителя
Таксистом может стать практически каждый желающий – имея водительское удостоверение, а также в возрасте от 21 года или при наличии двухлетнего водительского стажа и обязательно – сертификата о прохождении обучающих курсов для водителя такси. «Главная фишка нашей службы – контролировать водителей, следить за отзывами пассажиров, регулярно проводить инструктажи и напоминать о том, что важно не только соблюдать правила перевозки и включать таксометр, но и быть вежливым»
Как отмечает директор такси «107», фирма-перевозчик всегда находится на стороне клиента и, как правило, инструктирует своих водителей о том, как важно идти навстречу пожеланиям пассажиров, будь то громкая музыка, курение или нецензурная брань. Если на просьбу убавить звук в проигрывателе или прекратить использовать в речи грязные словечки водитель никак не реагирует, проще всего отказаться от услуг такого хамоватого водителя в пользу более интеллигентного конкурента. Не мудрено ведь, что буквально один невежливый водитель способен надолго отвадить клиентов звонить в конкретную службу такси и удачным образом поспособствовать созданию негативного имиджа целой компании.
Нет более печального игрока, чем водитель
Чем сложнее обстановка на экономическом фронте страны, тем больше водителей рвется за руль автомобиля с шашечками на борту в надежде заработать на жизнь, но сорвать куш не совсем получается. Столичные автоперевозчики неохотно говорят о заработках, профессионально уходят от объектива фотокамер и уж точно не упустят случая пожаловаться на жизнь.
«Бензин, астрономические налоги, абонентское обслуживание и в целом содержание машины нам обходятся очень дорого. А те, кто не на своей, еще и компании платят за аренду автомобиля. Например, день работы на том же Geely стоит около 440 тысяч плюс свой бензин. Вот и считайте, сколько нужно заработать, чтобы прокормить всю семью», - рассказывает таксист одной из столичных служб такси с 26-летним стажем.
Его коллега, и тоже из числа легальных извозчиков, добавляет: «Хороших денег сейчас в этой сфере не заработаешь, по крайней мере, тех, что были раньше, лет пять назад. Конечно, если работать по 12 часов в сутки и без выходных, набегает нормальная сумма – до 1000 долларов, но в будущем такой график работы обязательно скажется на здоровье».
«Заработать в такси для хорошей жизни действительно очень сложно. Случается, даже работать себе в убыток. Вот и получается, что профессионалы уходят в более оплачиваемые области, и в большинстве случаев здесь остаются дилетанты, которых мало заботит репутация фирмы-перевозчика – они работают на выживание»
Расстановка сил на поле боя
В белорусской столице работает более 10 диспетчерских служб такси и сотни индивидуальных предпринимателей – конкуренция неслыханная. В таких условиях перевозчикам приходится не сладко, да и так называемые «бомбилы», что и говорить, отнюдь не облегчают им жизнь. От проверок и штрафов нелегалов меньше не становится, и водители без лицензий, как правило, возвращаются на тропу незаконного извоза – мало того, что ездишь на своем авто, чинишь и заправляешь его за свои кровные, так еще и услуги диспетчерской службы оплачивать должен.
На расстановку сил и существующий баланс на сегодняшнем таксомоторном рынке мог бы повлиять и небезызвестный виртуальный конкурент – американский такси-сервис Uber, если бы все-таки дошел до Беларуси. К слову, Uber – это мобильное приложение, работающее на таких крупных платформах, как Android, iOS и Windows Phone, для вызова и оплаты такси или частных водителей, которое сегодня работает в 57 странах мира.
Его принцип работы завязан на том, что поездку можно заказать из любой точки города – главное, чтобы на вашем телефоне было установлено само приложение. Машина подается в считанные минуты; а клиент тем временем может следить за перемещением водителя. Оплата производится с помощью привязанной банковской карты, а с водителем рассчитывается сам Uber, забирая себе определенный процент от суммы поездки.
«Если Uber однажды доберется и до нас, то одним махом устранит всех существующих игроков рынка за счет низких тарифов и перехода от традиционной службы такси к сектору нелегальных водителей», - считает Игорь Верховец. И хотя американский сервис, способный приумножить количество таксистов-нелегалов и переманить на свою сторону всех клиентов низкими ценами, не сильно вписывается в национальные особенности нашего рынка, реальных законодательных препятствий для его прихода нет.
К слову, в Минске тоже есть онлайн-возможности для вызова машины с водителем. Так, форма для онлайн-заказа на сайте такси «107» определяет ваше местонахождение на карте и сразу же подтверждает заказ при помощи мобильного телефона, а машина приезжает в течение 10 минут.
В настоящее время у многих минских таксопарков имеются не только услуга онлайн-заказа такси, но и мобильные приложения, которые определяет ваше местоположение по GPS и позволяют вызвать ближайшую машину (например, 135, 152, 107). Другое дело, что пока сами клиенты не сильно торопятся использовать интернет или мобильное приложение в качестве первого помощника для вызова службы такси.
Качество – важный критерий
«На мой взгляд, какие бы фантастические условия не предложил бы любой столичный перевозчик, пусть даже клиентов на руках к машине носить, фактор цены пока еще остается первостепенным и решающим для среднестатистического потребителя услуг такси. Тем не менее, таксомоторные компании должны соперничать между собой не с помощью низких тарифов, а за счет повышения качества обслуживания клиентов и в целом уровня сервиса – в этом и есть залог честной и добросовестной конкуренции. В белорусской столице достаточно служб, чтобы покрыть потребности большого города. Больше не нужно. Приоритеты меняются, и на первый план выходит качество обслуживания»
Каким образом будут улучшаться качественные показатели в работе такси – решать каждому перевозчику в отдельности. Кто-то оборудует машины беспроводным и безлимитным Wi-Fi (7500 «Пятница»), кто-то одевает водителей в униформы (тоже «Пятница»), а кто-то расширяет область предложений за счет приобретения детских автокресел (практически во всех минских службах, но лимитированным тиражом). Помимо пресловутого качества обслуживания, быть может, появится и соответствующая скорость передвижения, и гарантии безопасности. Практически все столичные таксомоторные фирмы, которые дорожат репутацией и пытаются удержаться на плаву, стремятся так или иначе умаслить требовательного клиента и выглядеть привлекательнее на фоне стремительно растущих конкурентов. Конечно, пассажир может пойти пешком или поехать на троллейбусе, но, согласитесь, если он все-таки выберет такси, то наверняка заметит чистоту автомобиля и по достоинству оценит вежливость водителя. Поэтому,скорее всего, будущее – только за качеством!
Алина Вислоус