"Официальное" такси минского аэропорта. Как это работает?
22.02.15 • N0160 • 1023 • 0 Сообщить об ошибке"Хотели как лучше..." Таксисты пока характеризуют новую систему перевозки пассажиров в аэропорту именно так. Аэропорт подчеркивает - система пока отлаживается, тестовый период не закончен. А каково пассажиру?
Как пассажиру заказать такси?
В здании аэровокзала, в зоне прилета, расположены два терминала заказа такси. Подходите, сообщаете оператору о своем желании уехать, получаете посадочный талон. Оператор передает данные о вызове на электронное табло стоянки такси, на нем загорается номер первого в очереди автомобиля
Шлагбаум открывается, такси подъезжает к терминалу. Оператор, которая следит за этим на мониторах, сообщает пассажиру марку и цвет ожидающего такси, например: "Вас встречает черный Mercedes". У терминала таксист выходит к пассажиру, помогает ему погрузить багаж, сесть в салон - и уезжает
Как работают таксисты?
"Пока - непонятно как", - эмоционально рассказывают AUTO.TUT.BY водители диспетчерской службы 157. Напомним, именно эта компания выиграла конкурс на официального перевозчика Национального аэропорта Минск.
Пока не все такси могут попасть на стоянку, поэтому им приходится парковаться в зоне прилета. Все говорят: проблемы технические, решатся в ближайшее время
К автомобилям, которые встречают пассажиров здесь, предъявляли определенные требования:
- возраст - не более 7 лет;
- класс - не ниже С, габариты - длина 4,4 м и более, ширина – 1,7 м и более;
- цвет - предпочтительно темный;
- число пассажирских мест для сиденья - не менее 3-х, не менее двух дверей с правой стороны автомобиля - то есть "трехдверки" исключаются;
- отличительные знаки (наклейки, плафон, "желтые" номера) - согласно требованиям законодательства;
- чистый внешний вид кузова и салона, таксометр и кассовый суммирующий аппарат, информационная табличка, содержащая сведения о водителе (с фотографией), название, адрес и телефон автомобильного перевозчика, а также тариф на проезд.
И - объективно - претензий (по крайней мере, визуально) к автомобилям-такси, которые сегодня стоят в аэропорту, нет: машины новые и чистые. Цвет - разный, но ведь респектабельный серебристый седан для пассажира ничем не хуже такого же темного?
Водителей обязали придерживаться делового стиля одежды: пиджак, брюки, рубашка, закрытая обувь в летнее время. И вроде бы сегодня таксисты выполняют все эти требования, но... Никто не сказал им, что на пиджаки не стоит надевать разноцветные короткие пуховики "под резинку", на головы лучше не надевать сдвинутые на затылок трикотажные шапочки, под брюки - спортивные ботинки. Вид получается не то что не респектабельный - откровенно неряшливый. Хотя вроде бы и галстуки, и брюки присутствуют. Точно так же не стоит представителям официального перевозчика по старинке сбиваться в кучки у терминалов прилета, держа в зубах сигареты и периодически перемежая свою речь громким крепким словцом. Справедливости ради отметим, что у некоторых машин пассажиров ожидали таксисты, действительно полностью придерживающиеся делового стиля: в белых рубашках, с галстуком, кашне и в темном строгом полупальто с идеально начищенными туфлями.
По словам водителя, есть моменты, которые им в "новой" работе до сих пор непонятны - пожалуй, разобраться с этим нужно компании-перевозчику.
- На стоянке формируется электронная (и физическая) очередь. То есть первый едет тот, кто стоит и записан первым. И никак иначе. Без посадочного талона с территории стоянки вообще не выедешь - никак, шлагбаум не откроется. А ведь могут возникнуть какие угодно ситуации, "ломающие" план!
Например, говорят таксисты, к нам приезжают состоятельные россияне, которые давно и регулярно ездят из аэропорта только на одной "постоянной" машине: например, привык человек к темно-серой Toyota Camry и ее водителю - и ни за что не поедет на другой. А та самая Toyota - пятая в очереди.
- Более того, если мы отказываем любому пассажиру в перевозке, нарушаем тем самым и Закон о защите прав потребителей, и даже КоАП. Неправильно это...
Некоторые - таксисты уверяют, что такие клиенты есть, и их немало - ездят только на темных машинах, некоторые - только на Mercedes. "Богатый клиент в аэропорту уверен, что имеет право выбрать, на чем ему ехать, особенно если дорога не в Минск, а дальше. Ну у них свои причуды", - рассказывают водители. Кто-то хочет машину, в которой курят, кому-то принципиален "некурящий" салон. Кому-то нужно детское автокресло, а у кого-то багажа - на целый минивэн, и чемоданы физически не поместятся даже в большой багажник седана. Кто-то не готов рассчитаться наличными - а банковские терминалы есть пока не в каждой машине.
- Пассажира лишили выбора,- говорят таксисты.
Проблема возникает и с выездом самих таксистов с территории стоянки по личной необходимости: например, проработал свои 12 часов, заказ так и не взял, нужно ехать обратно в город или же дома что-то случилось - и нужно срочно возвращаться. Посадочного талона нет, шлагбаум не откроется, перед тобой очередь.
- Пока выезжаем через бордюр, но если поставят ограждение - все, ты в ловушке.
Выбора клиента лишили и самих водителей: они и не скрывают, что раньше делили "выгодных" пассажиров. Если сегодня кто-то поехал в Гомель, то завтра дальнюю поездку возьмет следующий, послезавтра - третий. "Так было по-честному".
Плюс, говорят, не доработали и систему подачи такси: ориентирование в здании аэровокзала "слабое", редкий пассажир находит терминал заказа - многие по привычке выходят прямо к дверям терминала и оглядываются в поисках свободной машины. Поэтому пока водители по привычке встречают пассажиров в здании или у входа. Но здесь возникает вопрос с посадочным талоном, без которого, напомним, не откроется шлагбаум.
- Вот взял я пассажира на входе. Кто должен идти на стойку за бумажкой (талоном)? Пассажира отправить? Но это же хамство по отношению к клиенту, его вся эта система не должна волновать. Мне погрузить багаж, посадить его в салон и идти? Но позвольте, я не хочу и не имею права оставить в салоне незнакомого мне человека: здесь мои личные вещи, техника, деньги, машина, в конце концов, источник повышенной опасности.
Если на табло есть сигнал о том, что нужно ехать за клиентом, - снова головоломка. Куда ехать-то - выходов два, у какого ждет пассажир, неизвестно.
- Бегаем, уточняем, а клиент ждет.
Войны за пассажиров закончились?
На взгляд AUTO.TUT.BY, новая система подачи такси в аэропорту - это важный шаг к цивилизованному рынку услуг пассажирских перевозок. Но говорить, что столичные таксисты официального перевозчика действительно стали "цивилизованным" лицом города, пока рано. Стало ли удобнее пассажиру? "А ему и раньше неплохо было", - говорят водители.
К сожалению, пока никто из них не верит, что работа в аэропорту станет "золотым дном" или монополией службы 157.
- Во-первых, мы платим аэропорту за каждого клиента. Эта сумма известна - 50 тыс. за результативную поездку. Во-вторых, мы будем платить компании-перевозчику за так называемое право работать в аэропорту. Эта сумма пока не утверждена, нам озвучивали некоторые предложения, но "дань" исчислялась миллионами в месяц - и все протестовали. Пока перевозчик думает, а мы ждем. К тому же все равно никто не может запретить таксистам других служб "отираться" в аэропорту и выхватывать клиентов прямо у дверей, пока мы будем послушно стоять на стоянке.
Действительно, въезд на территорию аэропорта открыт для каждого - 20 минут нахождения на стоянках у аэровокзалов бесплатны, потом - 100 тыс. за каждый час. Ничто не мешает любому таксисту заехать сюда и ждать клиента. "Официальные" таксисты опасаются, что в сезон, когда Национальный аэропорт Минск наполнится чартерными рейсами, здесь снова начнется "война за пассажира".
Анна Рудь / AUTO.TUT.BY