Диспетчеру доверяй, таксиста проверяй!
21.02.15 • N0159 • 1893 • 0 Сообщить об ошибкеВ Транспортную инспекцию нередко поступают сообщения от клиентов таксомоторных фирм, которые считают, что к ним на вызов приезжают нелегальные перевозчики, поскольку машина совсем не похожа на такси. По одному из таких сообщений с 29 января по 7 февраля работали сотрудники филиала ТИ по Гродненской области.
Проверка проводилась по методу контрольной закупки в ночное время. Надо отметить, что возможность использовать этот метод появилась у Транспортной инспекции в конце прошлого года.
КАКИЕ МАШИНЫ ПРИХОДЯТ НА ВЫЗОВ
В первом случае заказ в диспетчерскую службу такси поступил от граждан, спешащих на железнодорожный вокзал. Они увидели машину, оформленную как автомобиль-такси. Однако при посадке оказалось, что не работает таксометр. Приехав на вокзал, получили кассовый чек и сообщили водителю о проведении контрольной закупки. При проверке документов выяснилось, что водитель не прошел перед выездом ни предрейсовый осмотр медицинским сотрудником, ни контроль технического состояния машины у механика. В кассовом чеке сумма указывалась гораздо меньше той, которую он взял с пассажиров.
В ходе контрольных мероприятий инспекторы сделали заказ на другой диспетчерский пункт. Прибывшая машина была оформлена по всем правилам, водитель был вежлив, взял деньги согласно показаниям таксометра и выдал чек. Однако при проверке документов, когда пассажиры рассекретили себя, выяснилось, что водитель перевез двух пассажиров без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства тип А6, который требуется при осуществлении перевозок пассажиров. У него в наличии было страховое свидетельство тип А3 – таким образом, сознательно нарушая, водитель думал сэкономить около полутора миллионов. Однако надежда, что не проверят, не оправдалась, придется «потерять» намного больше.
При следующей контрольной закупке водитель вез клиентов на машине с номерными знаками белого цвета, что недопустимо. К тому же у него отсутствовало свидетельство о прохождении курсов водителей автомобиля-такси.
С ветерком и выключенным таксометром инспекторы проехали в следующий раз, кстати, водителю за нарушение придется выплатить 360 000 рублей штрафа.
Самая парадоксальная ситуация сложилась, когда сделали заказ на поездку в ресторан около полуночи. Пришла машина, ничем не напоминающая такси: без плафона, желтых полос по бокам, на белых номерах, без таксометра. В конце поездки водитель деньги взял, но чек не выдал. А когда услышал: «Контрольная закупка, предъявите документы», – оказалось, предъявить было нечего. Пассажиров водитель вез без путевого листа, предрейсового медицинского осмотра, на транспортном средстве, не прошедшем предрейсовый контроль технического состояния. К тому же у него отсутствовали документы на автомобиль и даже водительское удостоверение. Сотрудники Транспортной инспекции подумали, что столкнулись с нелегалом, однако водитель пояснил: работает как ИП, и сейчас находится в отпуске, а таксометр сдал в налоговую инспекцию.
И только в одном случае при проведении контрольной закупки, а это было около 21 часа, на вызов приехал автомобиль-такси, оборудованный по всем правилам, и никаких нарушений в данном случае выявлено не было.
ПРИЗНАЛИ МЕТОД ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНЫМ
Отметим, контрольные закупки осуществлялись с целью выявления нелегально работающих водителей такси, однако сотрудники Транспортной инспекции таковых не выявили. На все вызовы приезжали зарегистрированные и получившие лицензию на осуществление перевозок индивидуальные предприниматели.
По результатам проверки было составлено шесть протоколов, которые направлены для рассмотрения в Экономический суд Гродненской области. Кроме того, информация о выявленных нарушениях направлена и в налоговую инспекцию по Гродненской области. У двух водителей, которые являлись индивидуальными предпринимателями, были установлены грубые нарушения законодательства о лицензировании – в отношении них материалы направлены в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для принятия решения о выдаче предписания о выявленных нарушениях либо аннулировании выданных им лицензий.
Сотрудники Транспортной инспекции уверены: данный вид проверки методом контрольной закупки очень эффективен. Он впервые позволил инспекторам самостоятельно, без участия сотрудников налоговой инспекции, не только выявлять факты нелегальных перевозок пассажиров, но и четко фиксировать нарушения легальных перевозчиков.
– Одно дело, когда мы автомобиль-такси без пассажиров останавливаем на дороге, выявляем нарушения в оформлении путевого листа и водитель утверждает, что едет проходить предрейсовый осмотр. Аналогичные отговорки можно услышать и при проверке такси на стоянке, – поясняет начальник отдела контроля транспортной деятельности Сергей Предков. – А контрольная закупка позволяет установить, что перевозка пассажиров произошла, и зафиксировать, если есть, факт нарушения. Таким образом, повышаются качество выявления нарушений и их фиксация. Кстати, машину серебристого цвета, которая не имела ни одного признака такси, никогда бы не выявили сотрудники Транспортной инспекции, если бы не были даны права на проведение контрольной закупки. Ведь проверяются только легковые автомобили с элементами, указывающими, что именно эта машина используется для перевозок пассажиров.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ ВЫСВЕТИЛИ РЯД ПРОБЛЕМ
– Очень нас беспокоит, что диспетчеры отправляют на вызов машины с водителями, которые не прошли предрейсовый осмотр у медработника, не получили у механика отметку о хорошем техническом состоянии автомобиля. Тем самым подвергаются риску жизни пассажиров, – рассказывает начальник ОАП и ОР Вадим Васильев. – Ведь клиент, заказывая услугу в службе такси, уверен: перевозка будет осуществляться по правилам и его здоровью ничто не угрожает. На деле же, и это доказывает проверка, проблема существует.
К слову, лишь один из гродненских диспетчерских пунктов, прежде чем начать оказывать услуги по предоставлению заказов на автомобильные перевозки, начал по собственной инициативе периодически (один раз в неделю за дополнительную плату) проводить осмотр такси перед выездом на линию и проверять наличие необходимых документов у водителей. Пока такая проверка не вменяется в обязанность диспетчерским пунктам. Но чтобы обеспечить безопасность перевозок, проверки должны проводиться постоянно, а не периодически. Вообще, на сегодняшний день диспетчерские пункты полагаются в этом вопросе на сознательность самих водителей. Хотя в то же время и предполагают, что таких отметок у них нет. Поэтому всегда, когда проводится проверка Транспортной инспекцией и об этом становится известно на диспетчерском пункте, на планшетах у водителей высвечивается информация: всем пройти медика-механика – на линии работает Транспортная инспекция.
– Если перевозка пассажиров – лицензируемый вид деятельности и мы, сотрудники Транспортной инспекции, можем ее осуществление контролировать, то услуги диспетчера такси – нелицензируемый, – объясняет Вадим Васильев. – На линию выходит большое количество такси, и диспетчер выбирает, кому дать заказ. По словам водителей, во многих случаях диспетчеру выгоднее дать заказ нелегально работающему таксисту, который заплатит «налом» и принесет наличные неучтенные деньги, а не легально работающему таксисту, перечисляющему денежные средства за заказы безналичным расчетом.
Серьезная проблема для пассажира – отсутствие кассового чека, а ведь именно он подтверждает факт перевозки и гарантирует в особых случаях страховые выплаты. Не так давно в ходе проверки сверяли количество заказов с диспетчерского пункта с кассовой лентой таксометра: по кассе – 34, с диспетчерского пункта – 150 заказов. Водители такси сами нередко говорят, что чем больше таксист отстегивает диспетчеру за заказы, тем чаще их ему дают. Вот и из семи контрольных закупок, проведенных во время проверки, в трех случаях деньги шли мимо кассы.
ПОКАЗЫВАЛИ ФОТО ПАССАЖИРАМ АВТОМОБИЛЯ-ТАКСИ
Что же касается нелегалов, которые приезжают на вызов по заказу с диспетчерского пункта, то в прошлом году филиалом Транспортной инспекции по Гродненской области был выявлен один такой факт. Инспекторам, чтобы доказать системность работы нелегала, пришлось проделать колоссальную работу.
– Водитель одной из фирм свою машину, оформленную как такси, дал другу подзаработать. Тот работал почти сутки, заказов было очень много, – рассказывает Вадим Васильев. – Когда провели внеплановую тематическую проверку, установили, что заказы имеют отношение к предприятию, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров. Сотрудники инспекции через диспетчерский пункт брали номера телефонов заказчиков услуги, созванивались с клиентами, вызывавшими такси, опрашивали их, показывая фото водителя и его друга. Именно таким образом работникам Транспортной инспекции удалось доказать системность нарушений лица, осуществляющего нелегальные перевозки пассажиров автомобилем-такси своего друга. На транспортное средство был наложен арест, материалы направлены в суд. По его решению нелегал привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10,5 миллиона рублей.
transport-gazeta.by