Такси: оформить по закону
24.12.14 • N0152 • 2366 • 0 Сообщить об ошибкеПодавляющее большинство таксистов – отличные водители, умеющие справляться с автомобилем в сложных дорожных ситуациях. В основном это воспитанные и деликатные люди. Порой они даже вещи помогают поднести. Но есть у таксистов
и недостатки. О них мы сегодня поговорим с Сергеем Предковым, начальником отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гродненской области.
– Сергей Петрович, в силу служебных обязанностей вам часто приходится общаться с водителями, осуществляющими различные виды перевозок. На ваш взгляд, какая категория самая нарушительная?
- Безусловно, водители, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси.
– Почему?
– Сложность в том, что сам водительский состав слишком разнообразен, если не сказать резче. Большинство из них любое регламентное действие с нашей стороны встречают в лучшем случае без понимания, а часто просто в штыки, не соглашаясь с фактами нарушения законодательства, которые мы выявляем и на которые указываем. Речь идет не обо всех. Но о многих.
– Какие нарушения совершаются таксистами чаще всего?
– Самое распространенное – это использование транспортных средств для нужд, не связанных с лицензируемой деятельностью. Речь о такси, оформленных в соответствии с требованиями законов Республики Беларусь. На практике это выглядит так. Мы останавливаем такси. Оно оформлено по всем правилам. Отлично. Но вот беда – деятельность по оказанию услуг населению не осуществляется, водитель использует автомобиль в личных целях. Народ думает, что это в данный момент такси, а оно, по мнению водителя, просто частная машина.
Останавливаем. Водитель утверждает, что он сейчас не на работе, а едет по личному делу. Ехать по личному делу закон, конечно, не запрещает. Но нарушение состоит в том, что с такси в этом случае должны быть сняты атрибуты. Иначе автомобиль носит двойное назначение, за которым скрывается «движение платы мимо кассы». Другими словами, нелегальная перевозка. Пункт 8 правил пассажирских перевозок запрещает использование в личных целях физическими лицами ТС, которые оформлены в соответствии с нормативными актами как автомобили-такси. Это относится к таксистам, которые работают по найму у юридических лиц, то есть в организации, осуществляющей данные пассажироперевозки.
Министерство транспорта и коммуникаций давно облегчило эту проблему для таксистов ИП. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий пассажирские перевозки, в случае использования своего автомобиля-такси в личных целях обязан сделать буквально мелочь – оформить путевой лист, при этом графы 4–9 могут быть не заполнены при наличии в нем записи «Для собственных нужд» (с указанием периода времени, в течение которого транспортное средство используется для собственных нужд). Но с машины в обязательном порядке должны быть сняты желтые регистрационные знаки тип 13, которые действительны только при осуществлении лицензируемой деятельности, и опознавательный фонарь автомобиля-такси.
– Может, это связано с трудностями при снятии атрибутики?
– Нет, элементы, которые в этом случае используются, легко ставятся и легко снимаются. Законопослушные ИП-таксисты придумали множество способов делать это быстро и легко: используют специальные защелки, что позволяет крепить регистрационные знаки тип 13 на основные номера. К таким таксистам Транспортная инспекция, естественно, претензий не имеет.
– А если таксист не выполняет требования?
– За это предусмотрена ответственность по статье 18.12 часть 6. Тут мы применяем штраф от 10 до 20 базовых величин. В 2014 году применили эту статью к 19 водителям на общую сумму 26 700 000 рублей.
Добавлю, что характерными нарушениями для водителей автомобилей-такси являются: отсутствие путевого листа, нарушение его заполнения (с начала года выявлено 59 нарушений); отсутствие в путевом листе отметки механика за контролем технического состояния ТС – 31 случай; отсутствие в путевом листе отметки о проведении медицинского осмотра перед выездом – 27. Выявлено нами и 46 случаев нарушений в работе таксометров. Очень больной вопрос – нарушение таксистами СТБ, что выявляет крайнее неуважение к клиенту. Достаточно случаев, когда таксист вообще не имеет права быть таксистом. Речь – об отсутствии стажа управления таким автомобилем. Таксист должен иметь возраст не менее 20 лет, общий стаж водителя – не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года. Кроме того, водители, выполняющие данные перевозки, обязаны пройти аттестацию по соответствующей программе, установленной Минтрансом, и иметь при себе удостоверения о прохождении курсов по этой программе.
– А как получается, что человек берется за пассажироперевозки на такси без стажа работы?
– К сожалению, такие факты выявляются и среди водителей, осуществляющих междугородные и международные автомобильные перевозки пассажиров автобусами, а также международные перевозки грузов. Это является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.7 КоАП РБ в отношении субъектов хозяйствования, где работает водитель. Дела таких нарушителей мы направляем в Экономический суд. Ответственность для юридического лица – от 10 до 500 базовых величин, для ИП – от 10 до 200 базовых.
Сегодня в Гродненской области практика выдачи учреждениями образования удостоверений о прохождении курсов водителям, не имеющим стажа и необходимого возраста, пресечена.
– Есть ли надежда на то, что клиенты будут спокойно пользоваться услугами такси?
– Таксисты – народ способный к повышению своей квалификации. Все меньше и меньше среди них случайных людей. И мы будем им в этом помогать, средств для помощи у нас достаточно.
Олег МАЛАШЕНКО transport-gazeta.by