Все, что требует закон. И ничего лишнего
18.12.14 • N0150 • 2525 • 0 Сообщить об ошибкеС целью обеспечения безопасности пассажиров автомобилей-такси, сохранения их жизней и здоровья Транспортная инспекция особое внимание уделяет контролю над соблюдением законодательства в сфере таксомоторных перевозок. Наш собственный корреспондент увидела, как именно ведется эта работа, отправившись на внеплановую тематическую оперативную проверку вместе с сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Гродненской области.
Врач, механик, документы…
Экипаж в составе трех сотрудников Транспортной инспекции подъезжает к стоянке такси на улице Врублевского. В половине одиннадцатого здесь друг за другом стоят четыре машины «с шашечками». В салоне одной из них никого нет, поэтому представители Транспортной инспекции одновременно направляются к трем такси.
При проверках особое внимание уделяется техническому и санитарному состоянию автомобилей-такси, оказанию услуг с использованием таксометра, внешнему и внутреннему оформлению. Специалист I категории отдела контроля транспортной деятельности Константин Карачун подходит к «Рено-Меган».
– Мы проверяем внешнее оформление машины в соответствии с требованиями СТБ 1389-2003. Вот видим на боковых поверхностях наименование перевозчика, его местонахождение, номер лицензии, срок ее действия. При проверке просим водителя предоставить нам документы на транспортное средство и другие транспортные документы, – рассказывает Константин Карачун и представляется водителю.
Документы у водителя данного авто в порядке: предрейсовый медицинский осмотр прошел в 6.50, механиком автомобиль допущен к участию в дорожном движении. Сейчас согласно правилам пассажирских перевозок смотрим технический паспорт и проверяем соответствие регистрационных номерных знаков, указанных в техпаспорте, установленным на транспортном средстве. С прохождением гостехосмотра тоже все в порядке – еще в запасе у водителя два месяца, при этом обращаем внимание, что автомобили-такси должны его проходить два раза в год.
Действующими оказываются и документ о страховании гражданской ответственности владельца ТС, и страховое свидетельство перевозчика перед пассажирами. Константин Карачун проверяет наличие водительского удостоверения и свидетельства о прохождении курсов автомобиля-такси. Обращает внимание на таксометр – он, как и положено, включен. В салоне размещена визитная карточка водителя и табличка с тарифами (стоимость проезда за 1 км (днем и ночью), стоимость абонирования, посадки, простоя и т.д.). Все транспортные документы у водителя автомобиля«Рено» в порядке, о чем и записывает инспектор: транспортное средство соответствует и требованиям стандартов, и правилам пассажирских перевозок автомобилями-такси.
В это время расспрашиваю водителя «Рено-Меган». К проверкам на дорогах, оказывается, он привык, ведь работает в такси уже давно. К тому же ему довелось поработать водителем автобуса. С гордостью рассказывает, что имеет все категории, а не только В.
– Мы Транспортной инспекции не боимся, потому что все документы в порядке, спрашивают только по делу, предвзятости нет, – отмечает водитель. После проверки инспектор возвращает ему документы и желает счастливого рабочего дня и удачи.
Сергей, водитель с 20-летним стажем работы в такси, солидарен с коллегой, но его волнуют проверки во время выполнения заказа:
– Периодически проверяет Транспортная инспекция – я же много времени провожу на работе. И у меня все отмечено. Почему кто-то на работе должен идти через проходную, а я мимо доктора и механика? Мы проверок не боимся, с пониманием относимся: у инспекции своя работа, у нас – своя. Транспортная инспекция работает очень хорошо, всегда вежливо обращаются к нам. Только вот когда с пассажирами едем, надо ли сотрудникам ТИ останавливать нас для проверки? Ведь счетчик тикает, пока проверка идет, так набегает тысяча-две, клиенты обижаются. А если еще пассажир очень спешит, то водитель оказывается между двух огней. Может, лучше проследовать за водителем и проверить в конечной точке маршрута автомобиль-такси, если инспектор что-то подозревает.
Довезите, а после – акт
Как пояснили сотрудники Транспортной инспекции, если автомобиль-такси следует с пассажиром, то инспекторы проверяют оформление транспортного средства, наличие необходимых документов, включение таксометра (на это у специалиста уходит не более двух минут). Если нарушения имеются, водителю предлагается завершить перевозку пассажиров, а затем прибыть к месту проверки для составления акта. В случае его неприбытия к установленному сроку акт составляется без его участия, а копия направляется в организацию (индивидуальному предпринимателю) заказным письмом. При выявлении нарушений, влияющих на безопасность выполнения перевозок, данное транспортное средство снимается с линии, а диспетчеру, выдавшему заказ, предлагается предоставить другое транспортное средство, соответствующее требованиям законодательства.
Тем временем заканчивают проверку автомобилей-такси специалисты Транспортной инспекции Андрей Хотян и Виталий Фурман – к водителям замечаний нет. Поэтому направляемся к следующему месту проверки. Машина петляет по дорогам жилого сектора. И этому есть объяснение – инспекторы стараются появляться в местах проверок неожиданно. Ведь водители сами нередко рассказывают им, что коллеги уже сообщили о проверке.
Останавливаемся на дороге, которая идет к городской больнице №3 и инфекционной. Однако здесь то ли успевая заметить спецавтомобиль инспекции (на дороге машин совсем мало, и на съезде с горки местность хорошо просматривается), то ли так надо пассажирам, но все автомобили-такси поочередно сворачивают к областной больнице.
Отношение таксистов к Транспортной инспекции изменилось к лучшему, замечает Константин Карачун:
– Все знают перечень требований и что мы лишнего не требуем, а только нужные документы. Многих водителей знаем в лицо, и они нас узнают.
В соответствии с планами совместных мероприятий работники Транспортной инспекции осуществляют проверки с ГАИ УВД Гродненского облисполкома, Управлением департамента финансовых расследований КГК по Гродненской области, инспекцией МНС по Гродненской области, контрольно-ревизионной службой автобусного парка и санэпидемстанцией.
Состав экипажа для проведения внеплановой тематической проверки каждый раз новый. Сегодня выехал в рейд вместе с опытными сотрудниками Виталий Фурман – он уже месяц является сотрудником отдела контроля транспортной деятельности, ранее трудился в одном из гродненских банков. Так что работа с документами, а сотрудникам Транспортной инспекции приходится довольно много их оформлять, для него не нова, а вот тонкостям работы обучают старшие товарищи.
Переезжаем на улицу Горького и паркуемся возле стоматологической поликлиники в череде других машин – с проезжей части автомобиль инспекции не видно. У останавливаемых для проверки водителей такси все в порядке. Один из них рассказывает, что как-то, торопясь на заказ, не смог остановиться по требованию инспектора: на дороге была высокая интенсивность движения, и ехал по крайней левой полосе.
Интересуюсь, как поступают в таких случаях инспекторы. Оказывается, если есть возможность определить регистрационный номер транспортного средства, то составляется акт о невыполнении требования об остановке. В таких случаях стараются остановить следом идущий автомобиль, чтобы уточнить у водителя, видел ли тот, как подавался знак не остановившемуся транспортному средству и может ли это подтвердить.
За забывчивость – тоже штраф
А наш дальнейший маршрут лежит к строящемуся новому микрорайону. Пока город и микрорайон Ольшанка связывает неширокая дорога, поэтому останавливаемся на перекрестке. С двух сторон – поле. Буквально через пару минут издалека заметили нарушителя: автомобиль-такси оборудован плафоном, есть желтые номера, но отсутствуют желтые полосы по бокам. Сообщив водителю о нарушении, ему разрешают отвезти пассажира в Ольшанку, до которой около километра.
Когда такси без желтых полос возвращается, его фотографирует ведущий специалист отдела контроля Андрей Хотян, а водителя приглашают в автомобиль Транспортной инспекции.
Основная претензия: вы приняли заказ, перевозили пассажира, поэтому автомобиль должен быть оформлен в соответствии с СТБ пункт 6.2.3 «Легковые автомобили-такси должны быть окрашены в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосы желтого цвета ширины не менее 200 мм, на которые наносится отличительный знак черного цвета». Чтобы водитель четко понимал, в чем состоит нарушение, ему обязательно объясняют, какими нормативными документами руководствуются инспекторы.
Таксист оправдывается: магнитные полосы постоянно приходится снимать, а с утра мороз -10, и полоски, будто каменные, плотно не приклеиваются, потому на большой скорости их может просто снести – такое не раз бывало. Вот и не наклеил, чтобы не потерять.
С полученным актом нарушитель должен прийти в филиал Транспортной инспекции по Гродненской области, и начальник филиала примет решение по данному правонарушению.
А вот другой случай. Здесь всему виной – забывчивость. Водитель только устроился на работу, это его первый выезд, но он забыл свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации. Штраф, который ему грозит, – 0,5 базовой величины.
Затем сотрудник Транспортной инспекции Андрей Хотян останавливает «Фиат». На первый взгляд казалось, что у водителя автомобиля-такси все в порядке: все документы в наличии, авто оборудовано согласно правилам. Однако выяснилось, что в путевом листе указан один перевозчик, а на боковых поверхностях кузова, где наклеены желтые полосы, – другой. Другой и номер лицензии, а это нарушение требований СТБ пункт 6.1.1. Оно было зафиксировано, решение по нему будет принимать начальник филиала Транспортной инспекции по Гродненской области.
Направляемся для проверки автомобилей-такси к Скидельскому рынку. Из дворов выруливает машина, оборудованная под автомобиль-такси: есть плафон, желтые полосы по бокам и соответствующие номера тип 13, в салоне – пассажир. Оказалось, водитель везет на тренировку сына, очень спешит и взволнован, что придется опоздать из-за проверки. Действительно, водителю такси приходится задержаться. Сотрудники инспекции обнаруживают, что в машине нет таксометра, и поэтому фиксируют документально нарушение. Водитель объясняет, что вчера сдал таксометр на поверку, а машину буквально пару минут назад забрал из автомастерской и сразу же повез ребенка на тренировку.
Да, к сожалению, спешка пошла только во вред. Перед поездкой в личных целях надо было снять с автомобиля все опознавательные элементы автомобиля-такси: сменить номера, снять магнитные полосы и убрать плафон – только в таком случае к водителю никаких вопросов у Транспортной инспекции не возникло бы.
За 20 минут до окончания внеплановой тематической оперативной проверки сотрудниками Транспортной инспекции зафиксировано еще одно похожее правонарушение. На заправке у автовокзала появился автомобиль без плафона, желтых магнитных полос, но с регистрационными номерами желтого цвета. Водитель автомобиля, частично оформленного как такси, ссылается на то, что он едет без пассажира, не зарабатывает в этот момент денег и спешит по личным делам.
Инспектор в свою очередь поясняет, что регистрационный номер машины тип 13 действителен только при выполнении лицензируемого вида деятельности, поэтому водителю необходимо задержаться для составления акта о нарушении СТБ. Сотрудники Транспортной инспекции направляют автомобиль-такси на стоянку и подъезжают туда же. За пару минут водитель меняет регистрационные номера тип 13 на основные (тип 1) – белого цвета. Если бы водитель, как и положено, сделал это перед поездкой в личных целях, то его машину Транспортная инспекция даже не останавливала бы. Использование автомобиля-такси в личных целях является грубым нарушением законодательства о лицензировании. В двух последних случаях водителям, нарушившим требования стандарта СТБ 914-99, грозит штраф в размере от 10 до 20 базовых величин.
Только цифры
По словам начальника отдела контроля транспортной деятельности Сергея Предкова, в 2014 году по Гродненской области сотрудниками Транспортной инспекции было проверено 928 автомобилей-такси, выявлено 207 нарушений.
Одно из самых часто встречающихся нарушений – отсутствие у водителя необходимых документов. Зафиксировано 35 случаев.
Отсутствовал или не работал таксометр у 27 водителей такси. В 22 случаях отсутствовал либо был заполнен с нарушениями путевой лист.
17 водителей не проходили предрейсовый медосмотр и не проверяли транспортное средство перед выездом на линию. Нарушили режим труда и отдыха в этом году 14 водителей. В 9 случаях у автомобилей-такси отсутствовала отметка о прохождении гостехосмотра.
Нарушение оформления автомобиля в соответствии со стандартом СТБ 1389-2003 зафиксировано в 10 случаях, четыре раза нарушались водителями такси требования стандарта СТБ 914-99.
А вот ненадлежащего санитарного состояния автомобиля, как и неисправностей, при которых запрещается участие транспортного средства в дорожном движении, выявлено не было.
По результатам проверок составлено 95 актов, выдано 117 предписаний об устранении выявленных нарушений, привлечено к административной ответственности 162 человека. Сумма штрафов составила 163 400 000 рублей.
В 34 случаях материалы были направлены в Минтранс для приостановления или прекращения действия лицензии.
Светлана СМОЛЕЙ transport-gazeta.by