Безопасность одна – составляющих много
18.12.14 • N0149 • 1111 • 0 Сообщить об ошибкеВ нашей стране все участники дорожного движения – водители, пешеходы, пассажиры – должны чувствовать себя в безопасности. Что такое безопасность, если задуматься, на житейском уровне? Просто люди понимают: у них есть защита, кто-то стоит на контроле, предотвратит нарушение, не допустит технической неисправности и т. д.
Безопасность – понятие всеобъемлющее. Чтобы обеспечить ее в целом, необходимо выполнять, а также контролировать выполнение очень многих действий. Чем мы и занимаемся: контролируем работу международных автомобильных перевозок, в том числе на основе разрешений, выданных в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении (автомобильный контроль).
Специалисты филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области осуществляют контроль за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности на территории г. Минска и Минской области: выполняют работы, связанные с выдачей Минтрансом специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта, а также по приему заявлений юридических и физических лиц на получение карточек цифрового тахографа и их выдаче; осуществляют в соответствии с законодательством контрольную деятельность на контрольных пунктах-постах весогабаритного контроля; обеспечивают контроль за соблюдением пользователями платных автомобильных дорог законодательства Республики Беларусь о порядке использования платных автомобильных дорог, в том числе с применением автомобилей контроля и других специальных технических и программных средств.
Все это – наши задачи. Сверхзадача – обеспечить безопасность транспортной деятельности.
Наш специальный корреспондент беседует с начальником филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области Георгием Жулего.
– Георгий Владимирович, ямы, трещины и бесконечная тряска – три вещи, которые постоянно ощущают водители, пытающиеся сэкономить на качестве поездки, выстраивая свой маршрут так, чтобы не оказаться на платной дороге. Груз подобные условия может и стерпеть. А вот люди? Как правило, такая экономия оказывает неизгладимое впечатление и на пассажиров, которым лихая поездка запоминается надолго.
Есть и другая разновидность водителей – те, кто пытается взять все самое лучшее от поездки, не заплатив ни рубля. За такими, как мы знаем, Транспортная инспекция следит пристально. А сколько платных дорог на данный момент в Беларуси?
– По всей республике общая протяженность сети платных дорог насчитывает 1189 км, и эта цифра продолжает расти. Например,
с 1 августа платной стала Р1 Минск–Дзержинск. Трасса М5 на данный момент платная только до Бобруйска, но в будущем добавятся и новые участки дороги. М4 Минск–Могилев полностью стала платной. Планируется, что этот список пополнят с нового года трасса М5 Жлобин–Гомель, Р23 Минск–Слуцк и М6 Минск–Гродно. В Минской области сегодня сконцентрировано около 50% всего количества сети платных дорог – 600 км.
– Каким образом филиал инспекции осуществляет контроль на платных дорогах при таком обширном фронте работ?
– В структуре нашего филиала функционируют два отдела. Минский региональный отдел контроля на платных дорогах №1 (в Шабанах) имеет пять автомобилей, Минский региональный отдел контроля на платных дорогах №2 (в Ждановичах) – три. Отделы оснащены современным оборудованием, контроль осуществляется круглые сутки. На оба отдела приходится около 70 сотрудников, работающих в две смены как в будние дни, так и по выходным и праздничным.
– Правильно ли считать, что отделы осуществляют контроль за перевозками пассажиров?
– Нет, за это отвечают Управление контроля транспортной деятельности, региональные отделы контроля транспортной деятельности в Борисове, Молодечно, Слуцке и специалисты по контролю транспортной деятельности в Столбцах. Сотрудники данных отделов осуществляют контроль не только на территории своего города и района, но и близлежащих районов.
Так, например, Борисовский отдел отвечает за город Жодино, Смолевичский, Крупский и Березинский районы. Молодечненский контролирует в своем регионе и Воложинском, Вилейском, Мядельском районах. Слуцкий – в Слуцком, Солигорском, Копыльском, Любанском, Стародорожском. Специалисты в Столбцах осуществляют контроль в Несвижском, Клецком, Узденском районах.
– Каким образом сотрудники инспекции осуществляют контроль?
– Работники отделов каждый день выезжают в соответствии с предписанием на проверку по заданному маршруту. У них имеется специальный транспорт. Наши сотрудники также осуществляют контрольные мероприятия совместно с ГАИ, налоговыми инспекциями и другими контролирующими органами. При остановке недобросовестного водителя и в случае выявления нарушений составляют акты, выписывают штрафы.
– Есть ли результаты от применения такой жесткой системы контроля? Сколько и какие нарушения встречаются чаще всего?
– За 11 месяцев текущего года выявлено 11 452 нарушения. Напомню, система платных дорог функционирует с 1 августа 2013-го.
Всего за это время было зафиксировано 16 554 нарушения, наложение штрафов принесло государству 2,1 млн евро. За этот год было заработано 1,5 млн евро от всей суммы. К основным нарушениям можно отнести отсутствие бортового устройства, с которого списываются денежные средства, недостаточная оплата и неправильное заявление количества осей.
– Георгий Владимирович, можно ли подробнее узнать о штрафах на платных дорогах? Какую сумму могут потерять водители?
– Бывает, у человека есть деньги на счету, но средств все же недостаточно для полной оплаты проезда. Для таких случаев предусмотрена плата в увеличенном размере: легковые автомобили платят 50 евро, грузовые – 130. Если же денег на счету не было вообще, то сумма платы увеличивается в два раза и составляет 100 и 260 евро соответственно. Система оплаты за нарушение порядка пользования платными дорогами у нас следующая: сведения о нарушителе поступают на центральный компьютер инспекции, позже по адресу регистрации высылается письмо с уведомлением по внесению платы в увеличенном размере и указанием срока оплаты. Но это касается наших, белорусских водителей. У иностранцев при выявлении нарушения приходится взыскивать штраф на месте.
– Причисляются ли к иностранцам граждане России?
– Если дело касается грузового автомобиля, то для всех граждан стран Таможенного союза (Россия, Казахстан и Беларусь) действует то же правило относительно грузо- и пассажирских перевозок, что и для белорусов – до 3,5 т грузоподъемности не платит никто. Если грузоподъемность превышает установленный рубеж, оплату обязаны вносить все, независимо от гражданства. Граждане стран, не входящих в ТС, платят как за легковые автомобили, так и за грузовые и автобусы.
– Как вы считаете, ради чего так рискуют водители? Неужели цена проезда по платной дороге сопоставима с ценой жизни?
– Риск совершенно неоправдан, теряют на оплате в повышенном размере, как правило, гораздо больше денег, чем заплатили бы в установленном порядке. Проезд легкового автомобиля по платной дороге стоит 4 евроцента за километр. Цена проезда автотранспортных средств более 3,5 тонны общей массы варьируется в зависимости от количества осей. Для двух осей она составляет 9 евроцентов, для трех – 11,5 евроцента, для четырех и более – 14,5 евроцента.
– В каких случаях оплата проезда не требуется?
– Таких случаев немного, и все они прописаны в Указе Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 №426. Согласно указу от оплаты проезда по платным дорогам Республики Беларусь, входящим в систему BelToll, освобождаются пользователи транспортных средств, зарегистрированных на территории государств–членов Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны и буксируемые ими прицепы; мопеды и мотоциклы; зарегистрированные на территории Республики Беларусь колесные тракторы и самоходные машины; транспортные средства оперативного назначения; маршрутные транспортные средства, используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка, а также транспортные средства, используемые в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Республики Беларусь и других государств.
– Что происходит с водителями, которые не оплачивают штрафы?
– В принципе такие нарушители могут продолжать ездить, надеясь на удачу. Но, если наши сотрудники их задержат, придется выплатить за все нарушения. Были случаи, когда суммы штрафов доходили до нескольких тысяч евро.
– Можно ли отметить положительную динамику в работе инспекции с нарушителями?
– Да, определенно. Общее количество нарушений, конечно, все еще оставляет желать лучшего, но среди белорусских водителей отмечается положительная тенденция к их снижению. Больше всего нарушают, к сожалению, иностранные граждане.
– Георгий Владимирович, а могут ли штрафы влиять на изъятие водительских прав?
– Нет, это никак не влияет. Вот только если сумма штрафов на момент задержания является для водителя непосильной, с машиной он может расстаться через суд. Поэтому очень важно контролировать баланс денежных средств.
– Не менее острой также является проблема контроля такси. Насколько хорошо сейчас развит этот вид транспорта?
– Контроль такси – одна из самых важных задач нашей инспекции. В настоящее время в городе насчитывается примерно 7000 единиц. Точно можно сказать, что лицензий в Минске на данный момент – 2884, в области – 1112. В сумме – 3996. Это на 63 лицензии больше, чем за аналогичный период прошлого года.
– Каким образом осуществляется контроль такси?
– Сначала выдается предписание на проверку перевозок пассажиров. После наши работники направляются инспектировать согласно действующему законодательству по перевозкам пассажиров автомобилями-такси. Эти требования регламентируются соответствующими документами и устанавливаются государственными органами (правила перевозок пассажиров утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций). Обязательной проверке подлежат путевой лист, сведения о медосмотре водителя, наличие таксометра, а также внешнее и внутреннее оформление автомобиля и пр. Сотрудники Транспортной инспекции обязаны быть в форме, иметь светоотражающий жилет и жезл, работать на специально оборудованных автомобилях.
– В каком режиме проверяются такси?
– Инспекция в основном осуществляет контроль в будние дни, но приходится работать также в выходные и праздники. Проверки происходят как днем, так и ночью. Особое внимание перевозкам автомобилями-такси было уделено во время подготовки и проведения чемпионата мира по хоккею. В результате проведенной большой работы в этом секторе услуг наведен порядок.
– И как много машин было проверено за последний год?
– В результате 541 проверки сотрудники инспекции остановили около 25 000 автомобилей-такси, составили 1711 актов о нарушениях. Естественно, какие-то машины проверялись несколько раз, но тем не менее нашей организацией проделана колоссальная работа. В этом году сумма штрафов составила 540 млн рублей. Рассмотрено 1931 дело об административных правонарушениях, выдано 873 предписания по устранению нарушений. Благодаря этим проверкам мы смогли выявить 380 нелегальных пассажирских перевозок. Это дает свои результаты: все больше людей хотят получить лицензию и работать легально, спокойно.
– Каким образом контролируется выполнение предписания?
– В отношении нарушителей ведется административный процесс. Бывают случаи, когда вместо штрафа перевозчику выдается только предписание, но если он не устранит нарушения в установленные законодательством сроки, то это уже административное правонарушение.
– Может ли большое количество нарушений привести к изъятию лицензии?
– Да, существуют грубые нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (9), которые определены п. 124 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Материалы о перевозчиках, допустивших грубые нарушения, мы передаем в аппарат управления Транспортной инспекции. Оттуда после рассмотрения они направляются в Минтранс для принятия решения. В случае грубых нарушений перевозчик может быть лишен лицензии. Если же нарушения негрубые, то рассматриваются такие меры, как штраф и предписание. Только министерство может прекратить действие лицензии, поскольку именно оно ее выдает. Лицензия также может быть приостановлена на какой-либо конкретный вид деятельности.
– Есть ли у водителя возможность вернуть лицензию после лишения?
– Только через год, в соответствии с законодательством. Если же рассматривать приостановление лицензии на один из видов деятельности, то водитель может работать на других перевозках.
– Как много материалов на лишение лицензии было направлено инспекцией в министерство?
– За этот год – 94. На данный момент прекращена деятельность лицензиатов по 59 из них, в отношении остальных перевозчиков материалы рассматриваются Минтрансом.
– Подводя итог вопросу контроля такси, какие нарушения можно выделить как самые распространенные?
– Чаще всего это отсутствие таксометра или же его отключение. Нередки случаи отсутствия документов у водителя: прав, страховки, путевого листа, а также отметки о проведении медосмотра водителя перед выходом в рейс и о прохождении государственного техосмотра. Часто встречается нарушение режима труда и отдыха. Последним многие перевозчики пренебрегают в погоне за большим заработком.
– Георгий Владимирович, как Транспортная инспекция смотрит на такое новое для Беларуси явление, как аренда машины с водителем?
– Подобные услуги стали популярными в период проведения чемпионата мира по хоккею. Они не являются законными, поскольку в большинстве случаев с пассажирами не заключается договор, согласно которому перевозчик несет за них ответственность. Водители, как правило, не проходят медосмотра перед выездом, не имеют путевого листа и таксометра. Естественно, лицензии на оказание подобных услуг у них тоже нет. По сути, это нелегальный извоз. Поэтому инспекция активно борется с организациями, которые предлагают пассажирам подобные услуги. В текущем году составлен 61 акт в отношении таких нарушителей,
7 перевозчиков лишены лицензий, в отношении 26 материалы рассмотрены Экономическим судом г.Минска. Следует отметить, что автомобилей с логотипом «А-А» в городе почти не осталось.
– Несмотря на подобные трудности, Транспортная инспекция плодотворно работает и получает хорошие результаты своего труда.
– Разумеется. Только нашим филиалом проведено 1645 внеплановых оперативных тематических проверок за выполнением перевозок грузов и пассажиров, без учета контроля платных дорог. Проинспектировано 58 тысяч транспортных средств. В ходе проверок выявлено больше 6 тысяч нарушений, составлено 3900 актов. К административной ответственности привлечено более 5000 человек. Сумма штрафов составила 5 млрд рублей. Всего за этот год подразделениями заработано около 40 млрд рублей. Задачи, стоящие перед филиалом, выполняем добросовестно и своевременно.
Алевтина ВОРЧИК transport-gazeta.by