Минские таксисты: «Установите тариф 8500, а систему мы отрегулируем сами»
03.04.14 • N0130 • 10758 • 0 Сообщить об ошибке- Я хочу рассказать вам правду, - с такого заявления начался наш телефонный разговор с Павлом, - потому что наболело! Если хотите ее услышать, приезжайте в среду на стоянку такси. Я буду не один...
Мы, естественно, хотели правды, поэтому в условленное время прибыли в назначенное место. Нас встретила «инициативная группа» в составе нескольких минских таксистов. Ребята были возбуждены и горели желанием объяснить, что же сегодня на самом деле происходит в сфере такси и при каких условиях действительно можно навести порядок, о чем так давно, но безуспешно мечтают городские власти.
О едином тарифе и «бешеных» заработках
В начале года в СМИ прошла информация о планомерном повышении тарифов на услуги такси в Минске. Вроде как все службы договорились каждый месяц поднимать тариф на 10%, а к марту просчитать единый рентабельный тариф, по которому все будут работать. 25 января минимальная расценка действительно поднялась с 4000 до 4400 рублей за километр проезда. В феврале обещанного увеличения тарифов не произошло, сейчас на дворе начало апреля, а ни о каком «едином рентабельном тарифе» речи даже не ведется. Сегодня средняя цена по городу составляет 4400-4900 рублей, сами же таксисты считают, что тариф уже давно должен быть на уровне 8500-9000 рублей за километр. По их мнению, никакой заботой о клиентах здесь и не пахнет, а медаль дешевизны имеет обратную и далеко не самую красивую сторону.
- Чтобы вы понимали, в нашей стране тарифы «диктуют» диспетчерские службы, что в корне неправильно, ведь рентабельность должен просчитывать перевозчик, - объясняет Константин. – Но они решили сделать 4400 с заказа – и все. Их не волнует, рентабельно это или нерентабельно для перевозчика и водителя такси. Они не отвечают ни за качество, ни за безопасность пассажиров, их задача - собирать абонентскую плату с водителей (каждый таксист ежемесячно должен приносить «в клюве» миллион рублей) с одной стороны и получать доход со звонков пассажиров такси на короткие номера (минута в среднем стоит 1350 рублей) - с другой.
Сегодня рынок переполнен. Для Минска вполне хватило бы и 8-10 тысяч машин, а сейчас со всеми приезжими их тысяч 15. С каждого по миллиону – сами понимаете… Причем эта абонентская плата регулярно увеличивается, дорожают запчасти и топливо, увеличиваются штрафы, отчисления в бюджет и т.д., а тарифы остаются на прежнем месте. Внешне это выглядит как забота о людях, на самом же деле это порождает отрицательные тенденции, о которых клиенту было бы лучше не знать.
- Когда мы работали по 4 тысячи (это был август), я обзвонил пять служб такси Витебска, - рассказывает Павел. – У них тогда был тариф через диспетчера 6300-6500 с поправкой "ночью на тысячу дороже". А у нас что? Днем и ночью – одна цена, притом что это столица и что во всех других сферах работа в ночное время или в выходной день по законодательству оплачивается в двойном размере.
Да что тут рассказывать: есть мировая формула рентабельности перевозок в такси: 1 километр проезда равен стоимости 1 литра самого дешевого топлива. Пока мы работали по 4 тысячи, топливо поднималось в цене несколько раз. Такси никогда не было дешевым видом транспорта во всем мире. Единственный вариант хоть что-то заработать – работать «от борта», многие так и делают, но работы сейчас мало.
Один из водителей, Михаил, вынул из портмоне «распечатку» своей вчерашней смены.
- Смотрите! Я начал в 17.25, закончил в 22.26. Взял в Лошице клиента по заказу, отвез его в Сухарево по кольцевой, там простоял, плюнул и уехал. Заказов не было.
- Работы нет?
- Потому что куча народа, который хочет «косить бабло», а количество клиентов не увеличивается. Некоторые службы у нас просто до безобразия резиновые…
О расходной части
Сегодня объявлений о приеме на работу в такси на просторах Интернета более чем достаточно, при этом заработки обещают приличные. Первый вопрос к бывалым: неужели реально заработать таксистом в Минске две тысячи долларов?
- Да, - констатирует Павел, - если работать по тарифу 8 тысяч каждый день 24 часа в сутки. Мы, «ипэшники», сегодня зарабатываем по 3-4 миллиона в месяц. Да о каких двух тысячах долларов может идти речь, когда только на старте нужно вложить полторы тысячи, чтобы просто получить законный доступ на рынок такси?!
На этом месте таксисты начинают загибать пальцы, оглашая суммы:
• лицензия – $105,
• таксометр – около $500,
• его установка и подключение – около $150,
• плафон – $20,
• оклейка машины – до $100,
• телефон с программами – до $50,
• желтые «номера» (с перерегистрацией авто) – $35,
• техосмотр (после перерегистрации ТС проходится заново и далее 2 раза в год) – $20 + госпошлина от $65 до 90 в зависимости от массы автомобиля,
• страховка с повышающими коэффициентами – до $230 в год,
• курсы подготовки водителя такси – $100.
Плюс к этому ежемесячно:
• абонплата диспетчерской службе – около $100,
• ЦТО (обслуживание таксометра) – $10,
• единый налог для ИП – $75,
• ФСЗН – $60,
• врач-механик – $15.
- Мы уже не считаем мелочей вроде противооткатных «башмаков», беджей и прочего, что должно обязательно быть, - подытоживает Павел. – А помыть машину, заправить, а амортизация, а ремонт… Профайлинг-курсы (это чтобы мы умели террористов выявлять), сейчас еще к ЧМ курсы английского, на которых за три часа нас якобы научат базовому английскому, а стоит это 240 тысяч. Вот и считайте… Плюс нужно откладывать что-то на покупку следующего автомобиля, на что-то жить и содержать семью.
Кстати, таксистам нужно не только дважды в год проходить техосмотр, но и столько же раз платить госпошлину! Ее же только ввели, поэтому на станциях не знали, что нам отвечать, а сейчас говорят: да, будете платить два раза. Не абсурд ли?! Хотя, например, автомобили, работающие на развозе пиццы, суши, пробегают в год не меньше такси, однако ТО проходят, как все, раз в год.
Что касается таксометров – это вообще отдельная тема. Я пришел в такси работать в 2010 году, таксометр тогда стоил $100. Последний таксометр я покупал в январе этого года, заплатил за него 4.214.000 рублей. Один и тот же таксометр, он не поменялся, не стал лучше. Мало того что прибор реальной стоимостью $15 продают почти за $500, так его еще и ждать приходится от 3 до 6 месяцев, потому что реализацией таксометров у нас занимается одна-единственная «контора»-монополист, никого другого на этот рынок не пускают. Есть хорошие польские счетчики, которые стоят $120, российские, но их не вносят в реестр Беларуси.
О «АА-такси»
- Видите, машинка стоит? - водитель Денис показывает на припаркованный на стоянке такси автомобиль. - Это так называемое «АА-такси» - аренда автомобиля с водителем. Это новая "фишка", которую придумали умные люди, чтобы не оставлять других без работы в ситуации нехватки таксометров.
- Это легально?
- Да. Но это не совсем правильно. У этих людей нет лицензии, опять же не требуется прохождение каких-то специальных курсов, хотя они занимаются тем же, что и мы. Но у них только поддержка диспетчерской и переносной кассовый аппарат. Видите, даже «номера» обычные.
- То есть это выгоднее, чем оформлять ИП и платить все то, что вы перечислили?
- Скажем так: если я одним «прекрасным» утром подойду к машине и увижу, что у меня разбили стекло и украли таксометр, я тоже пойду в «АА».
- Воруют?
- Еще как! Наркоманы за дозу продают «бомбилам». Те ставят их себе в машины, включают, делают вид, что везут по таксометру, а на самом деле все это игра в честное такси, чтобы клиент был спокоен. А то, что прибор не опломбирован и в налоговой не значится, кто об этом знает?!
О нелегалах и «чернофлажниках»
Так мы плавно подошли к тому, о чем «клиенту было бы лучше не знать».
- В последнее время идет большой приток водителей из регионов, причем водителей неквалифицированных, не знающих города, не проходивших специальные курсы, - продолжает Михаил. - Вы посмотрите на условия приема на работу: принимают на любом автомобиле, без водительского стажа (не то что рабочего, а даже просто стажа), можно не местным студентам на подработку, зарплату озвучивают полторы-две тысячи долларов, типа официальное трудоустройство. Люди думают: о, классно! Срываются из всех регионов Беларуси и приезжают в Минск. Шутка ли - две «штуки» зарплата!
Сегодня официальная работа для приезжих, с учетом необходимости снимать жилье, очень дорога. Поэтому многие из таких «официально трудоустроенных» работают «под черным флагом». Не будем называть одну популярную службу, у которой, наверное, каждый третий работает таким образом. Водители берут заказы, возят пассажиров и при этом ни за что не отвечают в случае ДТП, ведь у всех этих «чернофлажников» страховки на пассажира нет. И если что-то случится, диспетчерская скажет: «А у нас такой машины нет, водитель такой у нас не работает». И удалят из компьютера заказ. Если помните, в прошлом году напротив Национальной библиотеки было такое дикое ДТП: такси попало в аварию, погибла девушка. В СМИ прошло сообщение, что таксист был лишен «прав» за пьянку и в момент ДТП был пьян. В диспетчерской, которая дала заказ, сказали, что этот водитель давно у них не работает, что его уволили после лишения "прав". Хорошо, что в телефоне погибшей девушки сохранился вызов и была СМС водителя, что он прибыл на заказ, - только благодаря этому «нашли концы». И такого рода случаи далеко не единичны. Вот вам и качество, и безопасность, и цена. Водители не проходят врача-механика. Скажу вам больше: сами гаишники рассказывают, что около 20 процентов задержанных пьяных таксистов (да-да, именно пьяных таксистов) - это водители, находящиеся в состоянии наркотического опьянения. Буквально на днях привезли таксиста в БСМП: с заказа задним ходом ехал по двору, сбил человека, который выходил из припаркованной машины, два ребра сломано, кажется… Угадайте, что показало освидетельствование?!
- Я считаю, что должны соблюдаться какие-то нормативы по приему на работу в такси людей. Они должны иметь хотя бы 2-3 года стажа работы водителем, а не так, что вчера он получил «права» категории «В», а завтра пришел работать таксистом. Второе - на этом рынке услуг должно быть что-то вроде квотирования, потому что сейчас предложение намного превышает спрос, раза в три, - считает Константин. - Третье -: должна соблюдаться региональная принадлежность. Вы посмотрите, сколько машин-такси из «первого», «шестого» и прочих регионов. Если такси зарегистрировано, к примеру, в Бресте, так пускай человек в Бресте и работает. А так получается, что налог он платит меньший в своем регионе, страховка ему обходится дешевле, а зарабатывает он в столице. Получается, что ему налог и страховка обходятся примерно на 30 процентов дешевле.
- А есть еще и нелегалы, которые вообще ничего не платят, - вмешивается Денис. - И я практически каждый день слышу и читаю: мол, таксисты такие-сякие. Вот официальный таксист приехал на заказ, потерял по дороге один магнит, а-та-та ему, штраф. Про «АА» говорят, что у них нет таксометров, про нелегалов - тишина.
- Когда меня тормозит Транспортная инспекция, я говорю: вот, смотрите, нелегалы. Аа они отвечают: а это не наша вотчина, мы не можем наказать водителя без лицензии, - приводит пример Михаил. - Хотя, если разобраться, я плачу налоги и хочу рассчитывать на то, что со мной рядом в очереди не будет стоять нелегал. И я по определению не должен идти и говорить: «Ты нелегал, уезжай отсюда!» Это должно делать государство через милицию, налоговую и Транспортную инспекцию, другие контролирующие органы. Но этого нет. И тогда у меня возникает вопрос: если государство ничего не делает, зачем мне платить ему налоги? А милиция вообще практически перестала реагировать на сообщения о том, что где-то бьют таксиста, дескать, сами разберутся.
Чтобы поймать нелегала, нужно проделать большую и затратную работу. Отдайте эту функцию профсоюзу! Мы в определенное время «выдергиваем» одного работника ГАИ, одного налоговика и одного транспортника, садим в свой автомобиль, привозим, блокируем человека и показываем - вот, пожалуйста, берите тепленьким. Или сел к нелегалу, сказал: мне туда. Приезжаем, рассчитываемся, тут же открываются двери: здравствуйте, налоговая инспекция! Можно еще упростить: двое садятся с включенным диктофоном, записывают все на видео, проехали, засняли - всё! На самом деле поймать нелегала очень просто. Банально вызываешь такси через диспетчера - и я даю гарантию, что третья машина приедет на заказ без наклеек, без таксометра. Берите, оформляйте! И фирма уже не скажет, что этот человек у нас не работает. А это уже контроль над диспетчерскими службами.
Об акции «Стоп-заказ»
Тот самый январский «экстренный сбор» руководителей диспетчерских служб, на котором было решено планомерно поднимать тарифы, был спровоцирован в том числе и акцией «Стоп-заказ», которая состоялась в ноябре, считают таксисты. А точнее - намерением таксистов повторить акцию в ближайшее время.
- Мы тогда договорились просто не брать заказы от диспетчера, - рассказывают собеседники. - Акцию поддержали процентов 15-20 водителей такси, но даже этого хватило, чтобы в такси было не дозвониться. Конечно, в это время другие «хапали» заказы…
- Но в этой ситуации страдает конечный потребитель…
- А мы не страдаем?! А как иначе показать, что необходимы перемены?! Насколько мне известно, сразу после того случая руководителей диспетчерских служб пригласило к себе ГУ «Столичный транспорт и связь», но, как видите, обещания не были выполнены. Видимо, сейчас назрела необходимость опять перестать брать заказы от диспетчерских в «определенное время», чтобы на нас обратили внимание вновь.
О способах решения проблемы
- Если сейчас государство вмешается и сделает единый тариф хотя бы 8500 рублей за километр или привяжет к стоимости 1 литра дешевого топлива, через год можно запросто вводить требования относительно возраста автомобилей-такси - до 7 лет. При таких условиях обновление автопарка будет происходить естественным путем. За год «отсеется» все «гнилье», потому что таксисту будет выгоднее купить какой-нибудь новый «бюджетник» или что-нибудь свежее из «бэушки». Я буду знать, сколько я зарабатываю, через какой срок выплачу лизинг или кредит и когда пересажу пассажиров на новую машину. Я понимаю, что количество клиентов уменьшится, но кому необходима эта услуга, те останутся. А если цены и дальше будут сдерживать, я поеду в Россию, возьму «девятку», вернусь и буду на ней «таксовать», но тогда не говорите мне о качестве! - восклицает Денис, и его слова поддерживают стоящие рядом водители.
При этом условии «отсеются» и «чернофлажники», потому что при таком едином тарифе службы, которые сейчас живут за счет этой самой дешевизны, просто умрут. Люди видят, кто к ним приезжает, на каком «рожне», в которое даже сесть неприятно. Одна радость – дешево. А когда это перестанет быть дешево и станет как во всем мире, клиенты будут выбирать, на чем поехать. Перевозчики будут отбирать водителей, потому что сейчас в такси можно нарваться на кого угодно: на психов, наркоманов, просто агрессивных водителей, которые сами провоцируют пассажиров, чтобы нажать кнопку «Центр» и подъехали такие же «отморозки», как и он сам, и начали «месить» этого пассажира. Вы просто не представляете, в машине какого человека можете оказаться, официально вызвав такси по телефону.
- Как вам меры регулирования перевозок, которые предлагаются к ЧМ?
- Мы просто держимся за животы. Люди, которые сидят наверху и придумывают все это, витают в облаках вместо того, чтобы ходить по земле. Никогда не будет порядка, пока решения принимаются односторонне. У нас никто не спрашивает, как добиться порядка в сфере перевозок. Они там себе указы пишут и смотрят, чтобы государство с этого не было внакладе. А ведь многие таксисты – это люди с образованием, не глупее тех, что сидят в кабинетах и придумывают указы, а варясь в этом котле, они знают ситуацию изнутри. Как вариант, можно было передать полномочия по наведению порядка профсоюзу, членами которого являются сами таксисты, а потом с него же и спрашивать. И господину Ладутько не нужно будет ловить каждого таксиста. И нам было бы сподручнее отстаивать свои интересы, когда за тобой не горстка таксистов, которые хотят что-то изменить, а целая профсоюзная организация и ряд контролирующих государственных структур.
Дайте профсоюзу полномочия и время, хотя бы в качестве эксперимента. И когда ему удастся навести порядок в Минске, можно налаживать эту схему в регионах. Уверяю, это будут совсем другие налоги, другие автомобили, другое качество услуг.
Вместо заключения
Столичное такси как «лицо города» всегда было на особом счету у администрации Минска, а в преддверии чемпионата забота об этом самом «лице» напоминает сборы престарелой дамы на вечер встречи выпускников. Все понимают, что в этой сфере много проблем, но, несмотря на это, «показаться миру» всенепременно нужно во всей красе. Однако смысл косметического ремонта сводится к нулю, если встала необходимость кардинальных перемен.
К сожалению, все те меры, направленные на улучшение качества услуг, которые инициируются государством, касаются только тех, кто работает официально. Тем, кто работает под «черным флагом», от этих указов ни жарко, ни холодно. Это порождает нехорошие тенденции, многие из которых мы, потребители, ощущаем на себе.
Все озвученное выше - это только одна точка зрения, которая, как и все остальные, имеет право быть высказанной. Если у кого-то есть аргументы в противовес позиции водителей такси, корреспонденты abw.by готовы их выслушать.
Елена ШЕМЕТ
Фото автора и Павла СЛЕПУХИНА
ABW.BY