Войны конкурентов: в Бресте за клиента таксисты бьют друг другу лица и машины
24.03.14 • N0126 • 1609 • 0 Сообщить об ошибкеЧастный извоз в Бресте очень напоминает ситуацию «государства в государстве». Несмотря на то что в нашей стране действуют определенные законы и правила, брестские таксисты живут по своим понятиям. Не проходит и недели, чтобы они не оттаскали друг друга за куртки или не напакостили конкурентам. Но во всей этой ситуации удивляет только одно – реакция со стороны правоохранительных органов. Точнее, по словам представителей официального бизнеса, ее отсутствие. С редакцией abw.by связался директор одной из служб такси и рассказал, во что ему обходятся конкурентные войны.
Очередной «звонок»
В ночь на 15 марта одного из водителей такси «Сити» увезли в больницу. Мужчина получил удар ногой в живот от конкурента за то, что его коллега стал там, где ему стоять было не положено. Все произошло около диско-бара «Планета Рок».
- Стоянка ночного клуба – «рыбное место», - рассказывает директор фирмы Виктор Вишневецкий. - У нас ажиотаж на диспетчера закончился, поэтому водители поехали по «точкам», чтобы взять заказы «с бордюра». Двое наших водителей остановились на «Планете Рок». В один момент возле дискотеки освободилось хорошее место - выезжал кто-то из посетителей, на это место «наклюнулось» сразу несколько таксистов. Наш водитель оказался проворнее всех и припарковался на это место. Однако водитель-«бомбила» по прозвищу Кепка с таким раскладом был явно не согласен и устремился на то же место, пытаясь заблокировать наш автомобиль до тех пор, пока не поцарапал его.
«Бомбила» отъехал с места ДТП и начал угрожать, чтобы не вызывали ГАИ. Наш водитель ГАИ все-таки вызвал, что и стало причиной конфликта. Нелегал подошел к нашему второму водителю и начал уводить его за диско-клуб, где нет камер видеонаблюдения. Этот водитель взял с собой электрошокер, так как опасался за свою жизнь. Они отошли, и за углом нелегал начал душить нашего водителя. К слову, этот человек весит чуть более 50 килограммов, а Кепка - ближе к центнеру. Чтобы хоть как-либо защититься, наш водитель использовал электрошокер.
Потом начали подбегать товарищи Кепки, но никто не полез, так как побоялись электрошокера.
- То есть, душили не того водителя, который занял место, а другого?
- Да, душили другого. Тот, который занял место и машину которого поцарапали, более атлетично сложен, поэтому, видимо, нелегал не решился с ним разбираться, а выбрал того, кто слабее. В итоге, когда, казалось бы, конфликт исчерпал себя, водитель, которого душили, подошел к поврежденному автомобилю, чтобы посмотреть, не сильно ли поцарапан автомобиль напарника. В этот момент тот самый «бомбила» с разгона ударил его ногой в живот.
Потом приехала ГАИ, вызвали милицию. Подробности этого случая я узнал только к понедельнику, в то время наш водитель лежал в больнице.
Не первый раз
О конфликтах с конкурентами Виктор говорит с интонацией что-то вроде «а мы уже привыкли». Заявления в милицию приходится писать часто, потому что именно так руководитель фирмы видит цивилизованную борьбу с творящимся в Бресте беспределом. Но с заявлениями происходит что-то неладное: даже когда известны личности нападавших, имеются свидетели и записи с камеры, «дело» умудряется «зависнуть», а то и вовсе потеряться.
- Колеса нашим машинам пробивают чуть ли не каждый день, но это уже мелочи, с которыми мы в милицию не обращаемся, - рассказывает Виктор. – Хотя и от обращений пока особого толку не было. Один раз судом Ленинского района был наказан нелегал с "Портала", еще несколько раз «бомбилы» получали штрафы.
На «Портале» неоднократно писались заявления в милицию по поводу избиения наших водителей, в итоге участковые разбирались в деле, отправляли в суд, а суд Ленинского района «отфутболивал» дело на доработку, после чего дела попросту терялись. То есть сотрудниками милиции были найдены виновники, но суд не захотел даже рассматривать эти дела. И никакого тебе повторного рассмотрения, все забывалось и пропадало. Постоянно так.
До последнего случая на «Планете Рок» был еще один: двух наших водителей побили... охранники клуба! Как мы поняли, «бомбилы» попросили посодействовать, чтобы наши таксисты уехали. Наш водитель отказался тогда уезжать, и за это начальник охраны начал душить его. В итоге за него заступился другой наш водитель, который попытался оттащить охранника, за что «получил» от начальника охраны и еще троих. Они попинали его и ушли.
Приехали сотрудники милиции, допросить свидетелей отказались, записи с камер видеонаблюдения тоже не взяли. В итоге написали, что наш водитель побил охранника.
И только после того как мы обратились к руководству Московского РОВД, дело сдвинулось с мертвой точки. Участковый решил наконец-то - спустя месяц! - вызвать свидетелей и опросить их. Пока неизвестно, чем дело закончится, но уже есть сдвиги. Кстати, в этом деле помимо причинения телесных повреждений фигурирует и материальный ущерб - был разбит дорогой телефон одного из водителей.
Такая же ситуация и на стоянках других «точек». Например, на «Миксе», где в наш автомобиль стреляли.
Тот случай с обстрелом Toyota Prius на стоянке у магазина помнят многие. Это было в октябре прошлого года. Сначала выдвигалась «рабочая» версия, что «стреляли» из рогатки. Виктор уверен, что и в этом деле просто лишняя шумиха была ни к чему, а стрельба даже из пневматики в людном месте – это уже серьезно. Могли пострадать люди. Но обычно нелегалы и недовольные работой конкурентов «ипэшники» действуют исподтишка.
- Начинается все с того, что к тебе подходят и просят уехать, так как это «их место», - рассказывает Максим, бывший таксист. - Иногда просят культурно, иногда нет. Первый раз ты уедешь просто, второй раз можешь уехать, но не так далеко, потому что потом поймешь, что у тебя спущено колесо. Сняв его, ты увидишь в нем несколько шурупов. Они там оказываются очень просто: берется пустая пачка от сигарет, в нее нашпиговывают шурупы. Пока с тобой общаются, кто-то из этой компании подкидывает тебе под колесо пачку. Все вроде бы решили, ты отъезжаешь, а через пару километров обнаруживаешь «сюрприз».
Кровью и потом
Один из аргументов в пользу того, что в определенных местах могут работать только определенные люди, звучит как «привет из 90-х»: дескать, доставались эти места кровью и чуть ли не по наследству, нечего молодым да амбициозным лезть на чужую территорию. И хотя эта территория с позиции закона весьма условна, нелегалы охраняют ее очень серьезно. А история таких непростых взаимоотношений «упирается», как ни банально, в прогресс.
Смекнув, что в наше непростое время можно выиграть на правильном автопарке, несколько брестских таксомоторных фирм сменили машины на гибридные Prius (всего в областном центре 4 организации, использующие такие авто). Это позволило снизить стоимость перевозок, что конечных потребителей только обрадовало: новые автомобили, приемлемые цены… И если работать через диспетчера конкуренты помешать не могут, то в бойких местах они более чем незваные гости, поэтому работать «от борта» непросто. По словам Виктора, другие фирмы давно смирились с разделом «зон влияния» и на рожон предпочитают не лезть. У них издержки вроде проколотых колес ложатся на плечи водителей, поэтому люди предпочитают не рисковать. В фирме Виктора все несколько иначе, поэтому он единственный еще продолжает бороться с таким положением дел.
А что инспекция?...
Как мы знаем, основной враг нелегалов - Транспортная инспекция. Но, как оказывается, и у нее нет серьезных рычагов воздействия на нелегальных извозчиков.
- Они пытаются изменить ситуацию, только законодательство им не дает возможности серьезно наказать нелегалов, - высказывает свою точку зрения Виктор Вишневецкий. - Чтобы забрать у нелегала машину, нужно провести огромную работу. Ведь те тоже не спят в шапку. А за первый выявленный случай нелегального извоза «бомбилы» вполне могут отделаться предупреждением. За весь прошлый год, насколько я знаю, было наказано всего с десяток нелегальных таксистов.
Меж тем в России
Белорусские масштабы нелегального извоза, конечно, ни в какое сравнение не идут с российскими. Но даже там понимают, что повлиять на проблему одним лишь ужесточением контроля за качеством услуг нереально, тем более что это касается только тех, кто работает официально. Поэтому на прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому предлагается увеличить штраф за нелегальный извоз с 5 до 30 тысяч российских рублей, а за повторное нарушение наказывать не только штрафом, но и лишением «прав» на срок от 3 до 6 месяцев. Вместе с тем депутаты предложили снизить штрафные санкции для тех, кто работает по лицензии.
У нас же пока на особом контроле только столичное такси, так как именно Минску придется принимать у себя чемпионат мира по хоккею. Но даже сами таксисты отмечают, что борются «не там» и «не с теми». В этом случае пример Бреста очень нагляден.
Елена ШЕМЕТ
ABW.BY