Таксистские войны: как таксисты с "бомбилами" пассажира делят.
09.03.14 • N0120 • 1520 • 0 Сообщить об ошибке
Столичный рынок услуг такси невозможно представить без нелегалов. Они не платят налогов, не попадаются проверяющим и постоянно конфликтуют с легальными перевозчиками за место под солнцем. Причем словесной перепалкой такие конфликты не ограничиваются: со стороны "бомбил" в ход идут кулаки, газовые баллончики, подручные предметы. Именно поэтому легальные перевозчики по Минску без электрошокера не ездят, а по рации хоть раз в день обязательно звучит позывной "Центр" - сигнал тревоги.
AUTO.TUT.BY посмотрел изнутри, - из салона автомобиля такси, - что происходит в сфере пассажирских перевозок. Нашим гидом по вечернему Минску стал таксист одной из столичных служб Николай (имя изменено. - Прим. Ред).
"Все поделено по районам"
По словам Николая, Минск жестко поделен между нелегалами: тот, кто работает на Немиге, на вокзал не поедет, стоящие на Пушкина никогда не переедут в другой район. Причем эти неписанные законы попробуй не соблюсти: в ход идут кулаки, монтировки, слезоточивый газ. Дерутся не только с такими же нелегалами - бьют и таксистов, которые пытаются встать на "хлебном" месте.
- Быть нелегалом - очень выгодно, – рассказывает Николай, – Их никто не трогает: ни транспортники, ни гаишники. Нет, ну изредка бывает, конечно, кого-то показательно оштрафуют, у кого-то даже машину конфискуют. Но это единичные случаи. А так - весь Минск знает точки нелегалов, казалось бы, бери и выкашивай, но это не нужно никому, нас "стригут". Любят, например, проверить наличие противооткатных букс, которые нам абсолютно не нужны.
По словам таксиста, одна только подготовка автомобиля к легальной работе в такси обходится в 1,2 тыс долларов. Потом с ежедневного заработка - Николай говорит, что за смену он редко превышает 600 тыс. - еще сплошные отчисления. Нелегал же тратится только на топливо.
Аренда авто с водителем - "облагороженные нелегалы"
Автомобили с шашечками и логотипом "А-А" на борту уже давно вызывают возмущение у столичных пассажиров высокими ценами, а у органов власти - своей "серой" подноготной: они не получают лицензию, не страхуют ответственность перевозчика перед пассажирами, ездят без таксометра и пр. И да, стоимость своих услуг устанавливают "от балды" - по-другому не назовешь.
- Да просто покупают в службе 156 поддержку - заказы на смартфон, в такси не числятся, все проверки проходят мимо них, – говорит Николай. – Страховки на пассажиров у них тоже нет, таксометр покупать не нужно, техосмотр раз в год (для автомобилей-такси - дважды в году. - Прим. Ред.), кучу документов, необходимых таксистам, оформлять им не нужно - сплошная экономия, а страдают клиенты. Цены такие товарищи заламывают большие, а в случае чего ни за себя, ни за пассажира не отвечают.
"Одно слово - война!"
Заезжаем с Николаем на предрейсовый осмотр, ему нужно пройти врача. Таксисты признаются, что по крайней мере в этой службе такой осмотр - чистая формальность. Расписался в журнале - и свободен: никто не проверяет, пьян ты или нет, не меряет давление. Говорят, каждый водитель сам понимает, чем рискует.
У медпункта собираются несколько коллег нашего "гида", отношения с нелегалами они характеризуют одним словом: "Война!" Таксист Сергей поясняет: "Нападения на нас - почти каждый день, а мелкие конфликты с нелегалами даже не считаем, таких за смену наберется десяток. Могут запросто спустить или порезать шины, ниппеля могут выкрутить и выбросить. Предложения "отъехать разобраться" - сплошь и рядом".
Таксист Валерий добавляет: "Есть целый ряд точек, где нам появляться просто опасно. Например, цветочный магазин на Немиге. Даже если привозишь клиента за цветами, его буквально за руки хватают нелегалы, а твое такси тем временем могут зажать другими автомобилями. Возле одного из столичных кафе вообще не дают подъехать, даже если ты за клиентом: машину сразу же блокируют и не выпускают, затем вполне могут наброситься с кулаками".
Собеседники говорят, что аэропорт - это "вообще отдельная тема", легальные таксисты около него не стоят.
- Опасно для жизни в буквальном смысле, поэтому только высаживаем клиента и сразу уезжаем. Все легальные таксисты уезжают из Минск-2 пустыми! Был случай, когда один наш коллега нашел клиента, так того "бомбилы" буквально из машины достали, а таксисту набили морду, чтобы не совался.
Ребята говорят, что контролирующие органы бездействуют:
- Приедь вечером к "Dozari", "Макс-шоу", посмотри, сколько там стоит нелегалов. Больше десятка наберется всегда, зато нашего борта не будет. ГАИ и транспортники, наверное, устали от них. Ну приезжают иногда, штрафуют. И что?.. Единственные, кто может изменить ситуацию, – налоговики. Если бы они почаще их проверяли да машины конфисковывали, толк был бы. А так нелегалам сейчас вольготно, учитывая их заработки. Ведь с точки зрения закона нелегал - не таксист, никаких специальных наказаний для него нет: обычный водитель с тюнингом под такси и только.
"Магниты воруют, а мы работать не можем"
Таксисты показывают: обязательные световозвращаюшие наклейки с рекламой перевозчика - как их называют, "магниты", - атрибут для такси обязательный, если их снять - диспетчерская служба может дней на 7 отключить от рации.
Но магниты и есть магниты - снимаются на счет "раз".
- Стоит оставить машину во дворе с бортовыми наклейками на ночь, какой-нибудь "бомбила" снимет, затем наклеит на свою машину. И все, теперь он как бы легальный таксист, пассажир на такое "ведется".
Николай говорит, что потом особенно обидно слушать жалобы на какие-то отдельные службы такси: они-то знают, что их "магнитами" прикрываются нелегалы. Кстати, иногда потерпевшие даже узнают свои "магниты" на машинах "бомбил", но признаются, что забирать не идут - опасаются, уж слишком те "отмороженные".
Борьба за клиентов
За нашу совместную смену Николаю удалось заработать 520 тыс. рублей; если вычесть топливо на 300 тыс., доход получается так себе. Поэтому постукивающие на каждой неровности амортизаторы заменятся "как-нибудь в другой раз", честно признается таксист. Водитель говорит, что так "почти всегда, не считая, когда праздники выстреливают". Правда, в те самые праздники Минск просто заполоняют нелегалы - из всех точек страны.
- Чтобы хоть что-то зарабатывать, каждый таксист старается заполучить еще постоянных клиентов. Кто-то привлекает пассажиров хорошей музыкой, другие берут вежливостью, иные разрешают курить в салоне. Перевозчики тоже входят в положение: разрешают набивать на счетчике определенную сумму в месяц, чтобы не было проблем с налоговой, а остальное - мимо кассы. Выживаем как-то.
"Я не местный, только с вокзала приехал... За сколько довезете?"
На следующий день корреспондент AUTO.TUT.BY прогулялся возле того самого "хлебного места" на Немиге - цветочного магазина, где всегда "пасутся" нелегалы, а "въезд" таксистам заказан. В руках - две большие сумки.
Не проходит и десяти секунд, как водитель черного Renault приветливо машет рукой. Называю адрес.
– Восемьдесят тысяч, - безапелляционно заявляет "бомбила".
День назад я проехал с одной из столичных служб с Немиги до дома - тот же маршрут - за 42 тыс. Ок, поехали.
– А нам далеко? Я не местный, только с вокзала приехал, – ломаю комедию. Вселенская тоска появляется в глазах нелегала: "Продешевил, надо было брать больше..."
Наивно спрашиваю, где таксометр. Водитель говорит, что он частник, а, значит, ему такой прибор не нужен. Рация тоже, по его словам, прошлый век: он возит пассажиров от борта, а заказы принимает через интернет.
В пути я жалуюсь на его высокие цены, а он - на демпинг со стороны одной из столичных служб, мол, если бы не они, давно бы все цены к ЧМ-2014 подняли.
- Кстати, на чемпионат мира многие наши специально "уйдут в отпуск", чтобы не работать задешево. Проверок много будет, заработать не дадут, – резюмирует мужчина.
Демонстративно размышляю, не пойти ли и мне в "такси": неужто ж себе клиента от борта не найду?
- Не стоит, - с ухмылкой смотрит на меня "бомбила". - Работать тебе все равно никто не даст.
auto.tut.by